В советское время власти буквально уговаривали граждан есть морепродукты. И ведь получилось, особенно с икрой. Успех такого маркетинга хотят повторить российские чиновники. Рыбу снова собираются рекламировать. В среднем каждый из нас съедает не 28 килограммов рыбы в год, как советуют медики, а на 6 кило меньше. Кстати, в СССР еще и прозвища рыбам товарные сочиняли, чтобы покупатели активнее клевали. Малознакомую тогда сардину выдавали за селедку, например. Но продавцы мутят с рыбными названиями и сейчас. Что плавает вместо балтийской кильки в консервах? Каких рыб нагло продают под видом тунца?
Тунец
Готовится тунец элементарно. А его вкус многим напоминает телятину. В Японии, где тунец — рыба номер один, его поэтому морской говядиной и называют. Одна только с тунцом проблема — в России не ловят. При этом в Советском Союзе тунца ловили много с помощью особых только на это годящихся кораблей.
Александр Фомин, исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка: «Во времена СССР мы ловили во всех районах мирового океана, с промыслом тунца вопросов не было. Сегодня промышленный лов тунца не ведется».
Ловить деликатесную рыбу стало не на чем. В
Везут много и стабильно. Вот, на прилавке на одном из рынков написано: «Тунец желтохвостый». И цена вкусная — три с половиной сотни за кило. Только вот не тунец это вовсе, а совсем другая рыба, что сухо подтверждают документы.
Ольга Бредихина, доктор технических наук, ведущий научный сотрудник ВНИРО: «Предоставили ветеринарную справку, где написано „Лакедра желтохвост, свежемороженая желтохвостая“. То есть это совершенно другая вид рыбы, вид продукции, это не тунец, это другого семейства рыба».
И это системный сговор против покупателей, убедилась корреспондент Катя Миронова. Такую же лакедру подсовывают за тунца и на других столичных рынках.
Желтохвост, он же лакедра, и один из видов тунца — желтоперый — похожи как две капли воды. У обеих рыб желтоватые плавники, хвосты и такого же оттенка продольная полоса. Но
Любовь Абрамова, профессор, замруководителя Департамента по вопросам качества пищевой рыбной продукции ВНИРО: «Братьями нельзя называть однозначно, потому что это разные семейства. Лакедра относится к ставридовым».
На чистую воду подлог легко выводят обжарка или запекание. Жареная лакедра бледнеет и становится рыхлой. А тунец остается плотным и темнеет.
Сергей Акашев,
И по вкусу лакедра с тунцом, объясняет
Сергей Акашев: «Тунец является диетическим мясом. В нем больше белков. Лакедра обладает больше жирами, нежели белками. Лакедра имеет менее выраженный вкус».
Вкус у лакедры неяркий, потому что выращивают ее в фермерских садках Японии или Южной Кореи. В Азии предпочитают лишь крупных мясистых лакедр, а рыб поменьше отправляют за границу, в том числе в Россию. Потому на них и цена мелкая — желтохвост в три с лишним раза дешевле тунца.
Можно распознать подмену еще до приготовления — на прилавках, подсказывают в НИИ рыбного хозяйства.
Любовь Абрамова: «По плавникам можно отличить лакедру от тунца. У тунца есть острые плавники брюшные, спинные плавники тоже отличаются».
А у лакедры форма плавников другая — «тупая».
Пангасиус
Рыба под названием «пангасиус» еще дешевле. Всего 300 рублей за кило. На ценовом дне она потому, что выращивать пангасиуса очень дешево. Его разводят во Вьетнаме, в одной из самых грязных рек Азии — Меконге, в воды которой сливают промышленные химикаты и удобрения с полей.
Каждый день вылавливают по 50 тонн главной промысловой рыбы Вьетнама. А хозяйств таких в стране тысячи.
Чан Зунг, владелец фермы по разведению рыбы: «Это кормилица наша. Растет в любых условиях. Перебоя с поставкой никогда не будет. Ест все подряд и растет как на дрожжах. А болеть мы ей не даем».
Воду особо не чистят. Сыплют в воду корма с ускорителями роста и антибиотиками. Чтобы за рыбой не тянулся шлейф неаппетитной репутации, скупщики переименовывают пангасиуса в
в сторону России, на прилавках и в меню кафе ее частенько награждают куда более аппетитным словосочетанием «морской язык».
При этом настоящий морской язык стоит 7 тысяч рублей за килограмм. То есть в 16 раз дороже, чем пангасиус. Настоящий морской язык — это рыба под названием «Европейская солея». И не сказать, что она слишком уж изысканная.
Владимир Жупинский, главный администратор рыбного магазина: «Разновидность камбалы. Ничего там нет сверхъестественного, честно говоря».
А цена кусается, потому что в Россию солея не заплывает
Омуль
В обход закона причаливает к прилавкам и байкальский деликатес — омуль. Вкус байкальского лосося не банальный и тонкий, ведь 20 процентов его массы — ценный жир. Попробовать эту легенду самого глубокого озера на планете мечтают гурманы не только из разных городов России, но и туристы со всего мира. Но только вот ловить омуля уже семь лет как запрещено.
Любовь Абрамова: «В 2017 году вынуждены были ввести запрет на вылов омуля, чтобы поддержать эту популяцию и совсем ее не потерять».
Однако на рынках ценники с надписью «омуль» как прежде свежи. Рыбак объясняет: продают не омуля, а пелядь. Это совсем другая рыба, которую выращивают в хозяйствах или ловят в озерах.
Андрей Бургуцкий, рыбак: «Пелядь продают под видом омуля. 100 процентов, что у продавца документы на пелядь».
Готова расписаться в подлоге и сама продавец, которая при виде камеры тут же спрятала ценник с надписью «омуль». Лучше покраснеть за обман, чем получить статью за браконьерство.
И это еще повезет, если продадут хотя бы пелядь. А ведь могут впарить и дешевую рыбу с азиатских ферм под названием «ханос».
Вывод
В общем, рыбалка дело азартное, даже если просто за покупками пошел. Непросто выловить именно то, что хотел.
Все выпуски программы «НашПотребНадзор».