Роспотребнадзор запустил настоящую проверочную кампанию после того, как в июне в российские больницы попали сотни человек. Виной всему ботулотоксин, который оказался в еде из сервисов доставки. Как и из чего готовят еду, которую мы заказываем? И кто на самом деле контролирует кухни сервисов доставки?
От отравления ботулотоксином из доставки еды погибли два человека. Первой жертвой стал
Весьма просто, если допустить цепочку халатностей. Спора палочки Clostridium botulinum могла попасть на фасоль с частичкой земли. Чтобы убить бактерию, бобовые нужно обрабатывать кипятком не менее 6 часов. Нарушение этих правил вместе с неверными условиями хранения на выходе дают бочки не с продуктом, а с ядом, который нельзя обнаружить без экспертизы.
Владелец компании по приготовлению и доставке еды Денис Михайлик объясняет, почему в одном из помещений цеха 24 часа в сутки должно морозить, как на Северном полюсе. Отклонение от технологии на любом этапе может закончиться плачевно, а потому важнейшее правило — постоянный контроль, начиная от выбора поставщика.
Денис Михайлик, основатель компании производителя готовой еды: «Сначала всегда приходят образцы. Если поставщик новый и мы с ним никогда не работали, первое, что должен сделать человек, который принимает товар, — посмотреть, как образцы, которые нам прислали, выглядят. Есть ли на них этикетки? Есть ли на них даты? В каком виде коробки — пыльные или нет? Грязные или нет? Соблюдена ли температура? Есть ли обработка внутри машины?»
Чтобы не допустить ошибки, следить нужно не только за поставщиком, но и за собой — уборка, температура в помещениях, строгий режим допуска в цех. Ведь желающих хотя бы прикоснуться к ароматной еде хватает. Но все строгости — личная инициатива производителя. На фоне скандала с ботулизмом многие владельцы отказались показать свое производство не только журналистам, но и проверяющим органам. В отличие от ресторанов и кафе, даже найти место, где готовят блюда для доставки, — порой дело гиблое.
Надежда Раева, начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Московской области: «Есть недисциплинированные, недобросовестные производители, о чьем существовании мы не знаем, кто нам уведомление о начале своей деятельности не подавал. И узнаем мы о них только в случае или выявления в обороте некачественной продукции и опасной продукции, или когда возникает
Проверить недобросовестное предприятие сотрудники надзорного ведомства просто так тоже не могут. Большинство попыток накрыть рассадники опасных бактерий разбиваются о бюрократию.
Олег Павлов, председатель общественной организации «Общественная потребительская инициатива», заместитель председателя Общественного совета при Роспотребнадзоре: «Для того чтобы провести проверку, Роспотребнадзору нужно согласование от прокуратуры или предписание. И зачастую прокуроры отказывают в выдаче таких согласований: „Вот будут отравления, инциденты, тогда и приходите“. К сожалению, это приводит к такой ситуации, когда ежегодно у нас число инцидентов в сфере производства продуктов питания, общественного питания удваивается».
Это не первый случай массового отравления продуктами из доставки. Все, что могут сделать пострадавшие, — это подать заявление в суд. Год назад петербурженка Дарья Пулатова заразилась сальмонеллезом, пообедав на работе заказанным ланчем, и едва не умерла от осложнений. Дело по ее случаю не продвинулось до сих пор.