Репортеры программы «НашПотребНадзор» выяснили, на какие уловки идут производители, чтобы увеличить свою прибыль и всегда оставаться в плюсе, в то время как покупатели приобретают меньшие объемы товаров за те же деньги, что и раньше.
Под конец года социологи с филологами любят выбирать главное слово. В
Идею развили молочники. Раньше сметану в основном разливали в банки по 350 граммов, а потом они сжались до 300. Копеечку в карман, а на прилавки иллюзию, что цены не растут. Так и пиво усохло, привычное 0,5 уже редко встретишь. И батоны подсбросили, и сливочное масло похудело.
Порции снижаются, чтобы цены не взлетали. Эту уловку изобрели во времена первой серьезной экономической турбулентности почти полвека назад. Первыми асами шринкфляции стали владельцы крупной американской авиакомпании еще в
Считать себя махинаторами хлебопеки, молочники, колбасники отказываются и переводят стрелки на сетевиков: якобы те просто не возьмут товар, если производители повысят цены. Вот и приходится хитрить. А в погоне за аппетитными ценниками далеко не все покупатели замечают, что буханки подрезали, а масло подтаяло.
Но одно дело, когда эти цифры все же честно пишут на упаковках, и совсем другое — когда их маскируют. Одна из самых свежих уловок производителей продуктов заключается в том, чтобы на жидких писать вес, а не объем. Расчет на то, что у многих школьные знания с годами подзабылись и кажется, что литр и килограмм — это
Но скоро заметить такой обман в магазине будет проще, если, конечно, в Госдуме примут закон о честных ценниках, по которому на них будет две цифры: стоимость товара и его цена за килограмм. Так стоимость соседних товаров будет легко сравнить. Но пока это всего лишь проект. А примеров сжимайзинга гораздо больше.
Худеют упаковки и в Европе, и в США. Две мясные котлеты в самом известном в мире гамбургере тоже стали тоньше, жалуются любители фастфуда. Скинули в весе пачки с печеньем, пакеты с драже, блистеры со жвачкой. А вот маркетологи на известной швейцарской шоколадной фабрике действуют изящнее: чуток раздвинули промежутки между пирамидками. Коробка та же, вес меньше. Поиграли с дизайном и производители газировок: чтобы скрыть недолив, сделали углубление в донышке.
Да, чем сильнее штормит экономику, тем бережливее производители, тем жестче конкуренция между ними, тем ловчее они хитрят, стараясь добраться до кошельков покупателей.
Все выпуски программы «НашПотребНадзор».