Знак «Халяль» все чаще штампуют на разных товарах. И ориентируются на него не только мусульмане. Этот логотип и остальным видится жестким гарантом свежести и натуральности. Только вот госоргана, который контролировал бы такую сертификацию, нет. Может, поэтому в якобы халяльных пельменях, сосисках и колбасе регулярно находят свинину и антибиотики. А все большие и серьезные производства гордятся правом печатать знак ХАССП (HACCP). Но что это дает нам? Чем отличается подготовка продуктов и контроль их качества?
Сертификат «Халяль»
На продуктах Ирина всегда изучает состав и срок годности. Это железное правило. Но так как товары с хорошим составом иногда проваливают проверки и мелькают в сводках происшествий, то с недавних пор она ориентируется еще на один критерий. Хорошо, если на пачке будет символ «Халяль».
Ирина Рогулькина: «Очень удобно. Смотришь на значок и понимаешь, что это твой продукт».
Нет, Ирина и ее семья — не мусульмане. Просто надпись «Халяль», что в переводе с арабского означает разрешенное, для хозяйки — залог безукоризненного качества.
Ирина Рогулькина: «Я этой продукции доверяю, она полезная и, самое главное, вкусная».
И все больше россиян так поступают. По статистике каждый третий покупатель халяльных курятины, сыра, молока выбирает их совсем не из религиозных убеждений.
Александр Лебедев, академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса ВШЭ: «Потребители выбирают данный продукт как вариант четкости, что этот товар качественный, что он чистый и не навредит, как правоверному мусульманину, там и любому другому человеку».
Но такой продукт обходится дороже: переплата за кило мяса и сыра — около
Зуфяр Дебердеев, руководитель мясоперерабатывающего производства: «Где мы приобретаем крупный рогатый скот, в каких хозяйствах, там у них вкалывают, скажем, антибиотики для предотвращения всяких болезней. Когда уже сюда поступают, мы ни антибиотики не используем, ни гормоны роста. У нас по шариату нельзя это делать, нельзя допускать этого».
И с точки зрения экономики предприятия это риск, ведь все стадо может погибнуть от вспышки инфекции. В ценник этот риск, конечно, заложен. Поэтому и на ферме жестче следят за чистотой, и в цеху санитария тоже под более строгим контролем, уверяет руководитель другого колбасного завода. Иначе можно нарушить другой канон.
Евгения Курманова, главный технолог мясного предприятия: «Любой халяль превращается в харам при попадании в продукт эпидермиса и волоса человека. Для этого мы строго соблюдаем гигиенические нормы. Наш сотрудник обязан носить шапочку, обязательно мыть руки, одеваться в цеховую одежду, которая предварительно проходит санитарную обработку».
Оказывается, придирчиво относятся и к меню куриц, баранов, буренок, из которых готовят халяльные блюда. Халяльных коров комбикормом не кормят. Только натуральное сено и зерно. А еще не добавляют костную муку по религиозным соображениям. Костная мука — самый дешевый и беспроигрышный поставщик белка и кальция, но в нее подмешивают перемолотые кости в том числе и свиней. Поэтому в меню халяльных животных должны быть другие продукты.
Зуфяр Дебердеев: «Мел добавляем, потому что в меле есть кальций. Остальные все витамины содержатся в грубых кормах, в сене».
Кстати,
Евгения Косарева, замруководителя управления Россельхознадзора по Свердловской области: «На маркировке не было указано свинины, была указана только говядина и птица. Но лабораторными исследованиями была выявлена в составе свинина».
Халяльная колбаса и по цвету может отличаться, ведь самый популярный колбасный краситель — кармин (Е120) — вымывают из мелких жучков, которых разводят на кактусовых плантациях Южной Америки.
Максим Залазаев, замруководителя Федеральной службы по аккредитации: «Нехаляльными считаются насекомые, скорпионы, черви».
Но попадаются в продуктах, отмеченных значком «Халяль», даже куда более мерзкие абсолютно для всех конфессий ингредиенты. В якобы халяльной колбасе, приготовленной в Крыму, нашли волосы и крысиную шкуру. И, оказывается, официальные госорганы России не проверяют, халяльный продукт на самом деле или нет. Нет такого закона, подтверждают в Федеральной службе по аккредитации.
Максим Залазаев: «Как таковую ответственность производители продукции пока не несут».
При этом значок «Халяль» выдают несколько десятков компаний. Да, некоторые из них придирчиво инспектируют пастбища, загоны и цеха, но есть и те, у кого подход не такой строгий. Поэтому и дизайн значков «Халяль» на упаковках разный.
Максим Залазаев: «В настоящее время единого знака маркировки халяльной продукции не существует».
За едой, отмеченной знаком «Халяль», действительно должен быть особый надзор: от ингредиентов, среди которых не может быть свинины и насекомых, без применения антибиотиков, до гигиены сотрудников. Правда, считать халяльные продукты безупречными все же не стоит. Например, пальмовое масло — это халяль, это ведь растительный продукт. И его можно подмешивать в сыры, например. А так как государственных проверок на халяльность нет, то на прилавках появилось много псевдохаляльных продуктов.
Система ХАССП
А еще на упаковке можно встретить значок ХАССП, расшифровка которого может ввести в ступор: «Анализ рисков и критические контрольные точки» (HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points). Звучит как тема для экономической диссертации. Но, по сути, ХАССП — это свод правил, которые гарантируют идеальную чистоту.
Иван Позняков, специалист по системе ХАССП: «Задача — исключить отравление потребителя, исключить причинение вреда жизни и здоровью гражданина».
Получается, логотип ХАССП — сигнал, что еда безупречно чистая. Настолько, что хоть космонавтам на МКС отправляй. И это не преувеличение.
В
Успех экипажа миссии «Аполлон» до сих пор вызывает много скепсиса и питает теории заговора, а вот система ХАССП быстро прижилась в США, в Европе и служит высоким стандартом для предприятий в России.
Вот и начальница смены фабрики, на которой готовят и фасуют листовые салаты, проходит почти предполетную санитарную подготовку. В «грязной» зоне оставляет кофту и телефон, в «чистой» переодевается в рабочую униформу. Затем дважды моет руки — сначала без перчаток, а затем в перчатках. Дальше шагает по дорожке с щетками, чтобы отполировать и без того чистые сапоги. И снова антисептик на перчатки. Только теперь можно идти в цех. Такая ежедневная санобработка влетает в круглую сумму. Но так должно быть вообще на любой российской фабрике, где готовят любые продукты — от листовых салатов до тушенки. Ведь система ХАССП — и об этом мало кто знает — обязательна для всех предприятий. Если бы все соблюдали ее, то эксперты перестали бы находить в продуктах кишечных палочек, сальмонеллу, фекального энтерококка.
Но пока что госнадзора за достоверностью значков ХАССП нет. Только в Москве десятки контор выдают фиктивные сертификаты. А госконтролеры приостановили проверки еще во время первых волн коронавируса. Внезапно явиться на предприятие ревизоры не могут.
Продукты «Био», «Эко», «Органик»
Не проверяют пока и продукты, на упаковке которых сияют слова «Био», «Эко», «Натурально». Это просто маркетинг.
Александр Лебедев «Производители мимикрируют под зеленых, таковыми не являясь».
Зарегистрированы и строго проверяются лишь продукты со знаком «Органик». Чтобы получить его, Эльвира с помощью независимых экспертиз доказала госинспекторам, что коров, из молока которых готовят масло, кефиры, сыры, не пичкают медикаментами.
Эльвира Гудова, учредитель предприятия органического производства: «Коровы содержатся в беспривязном содержании. Когда они не находятся на лугах, они сами могут получать моцион на свободном выгуле. Вот такая жизнь у этих животных. Поэтому их часто называют „счастливыми коровами“».
И уже скоро нечестные конкуренты, радуется Эльвира, не смогут бросать зеленую пыль в глаза покупателям с помощью псевдоорганических значков и картинок. Во втором чтении принят закон, запрещающий печатать такие символы на продуктах. А с нового года, возможно, и проверки возобновят.
Все выпуски программы «НашПотребНадзор».