Российские депутаты собираются законодательно закрепить понятие «мед». По мнению парламентариев, это поможет защитить любителей десерта от подделок. Сейчас недобросовестные производители нередко добавляют сахар, воду, усилители вкуса и другие ингредиенты, которые понижают качество продукта, а еще выдают дешевые сорта меда за более дорогие.
В 1969 году, когда на советские экранах вышел мультфильм про Винни Пуха, над фразой про неправильных пчел и неправильный мед смеялись. Медовые специалисты с горечью констатируют, что в 2023 году стало не до смеха.
Елена Саратцева, заместитель руководителя Российской системы качества: «23% продукции было явным фальсификатом. Более 93% исследованных проб содержат информацию, вводящую потребителя в заблуждение».
Теперь решено внести ложку дегтя в бочку поддельного меда. Готовят поправки в закон и хотят запретить называть медом все то, что им не является.
Ирина Киреева, начальник управления стандартизации Росстандарта: «Вносятся изменения в законодательство, которые будут определять понятия „мед“, „медосодержащий продукт“, фальсификацию меда».
Законодательный парадокс: мед вроде бы есть, но его как бы нет. С точки зрения документов отсутствует четкое определение, что такое мед натуральный и чем он отличается от всего остального.
Иван Козярский, пчеловод: «Что есть натуральный мед, а что есть медовый продукт? Является ли, допустим, мед с орехами медовым продуктом или медом?»
Немного пофилософствовав, пчеловод и сомелье меда (оказывается есть и такое) Иван Козярский показывает свою пасеку. С утра и до вечера он холит пчел и лелеет, все они сытые и довольные, через пару недель отправятся на работу.
Иван Козярский: «Я им сейчас даю целебную подкормку, это медовая сыта с отваром полыни и сосновых почек».
На пасеке Ивана Козярского в Подмосковье больше сотни пчелиных семей и больше десятка видов разного меда. Чтобы научиться отличать копию от оригинала, сомелье рекомендует тренироваться и пробовать много разного меда.
Однако продавцы всевозможных подделок устраивают нечестную конкуренцию. Откровенную липу, а не липовый мед, продать могут на любом рынке. Как правило, на большие медовые ярмарки пускают продавцов с кристально чистой совестью и сертификатом. С помощью пыльцевого анализа можно узнать ботаническое происхождение меда, то есть с каких растений пчелы собирали нектар. После исследований продавцы фальшивого меда слетают с прилавков, словно ужаленные. Микробиолог Юлия Хрусталёва знает все о подделках, она их под микроскопом разглядывает. Коллеги проводят изотопный анализ.
Евгения Григорьева, сотрудник лаборатории: «По истечении анализа мы получаем хроматограмму, которая позволяет нам сказать, сколько сахаров и какие именно находятся в продукте».
Как только вступят в силу поправки в закон, мед натуральный и то, что им не является, положат на разные полки. С неправильными производителями, которые делают неправильный мед, бороться станет куда проще.