Как скажется санкционная война на ценах и ассортименте продуктов? Вопрос, который сейчас, скорее всего, волнует большую часть населения нашей страны. Ведь в условиях ограничений, пусть и не таких жестких, российские производители живут уже не первый год.
Для того, чтобы разобраться в ситуации с ценами и продуктами, корреспондент НТВ прибыл в Великие Луки на большое сырное, молочное и овощное предприятие. Его сотрудники проанализируют всю цепочку от комбикормов до товара на прилавке, чтобы понять, где в этой цепочке слабые звенья, а что, наоборот, уже сделано хорошо, что повлияет на цену, а самое главное — к чему готовиться и что еще можно сделать, чтобы с достоинством выйти из сложившейся ситуации.
В 2014 году, когда началось великое импортозамещение, здесь уже делали две линейки собственных сыров — массовых и авторских. Коров, дающих сыропригодное молоко, еще в 2009 году привезли из Австралии. С потомством проблем нет — размножаются своими силами, импортный семенной материал не требуется. В этом смысле автономия полная. Но для производства качественного сыра недостаточно правильных коров — нужен еще и правильный корм.
Сергей Терлеев, руководитель департамента животноводства компании: «Основные корма, которыми мы кормим животных, у нас собственного производства».
Но вот микроэлементы, без которых не добиться молока в нужном качестве и количестве, импортные. Причем западные компании не отказываются от своих обязательств, санкции на сельхозпродукцию не накладывались. Соответственно, нужно выстроить новую логистику. Время на это есть: у дистрибьюторов хранится запас в России. Проблема — в ценах.
Сергей Терлеев: «На фоне этого началось неправомерное увеличение цен на продукцию, которая у них еще лежит по старым ценам, они хотят получить ту выгоду, которая будет в разы больше, чем в дальнейшем».
Двигаемся по производственной цепочке дальше. Основа основ создания сыра — это закваска. Здесь ситуация неоднозначная. Для массовых сыров ее производят в России. Но для фирменных сортов она создается именно на основе того молока, которое производится здесь, на предприятии. Это делается на заказ в Голландии. Ситуация та же — партнеры от обязательств не отказываются, но надо искать маршруты объезда. Резонный вопрос — а почему не найти производителя в России?
Татьяна Леонченко, главный технолог: «В России — сложно. Скорее всего, потому, что недостаточно вкладывается в производство наших культур. Мы имеем такую ситуацию, что вынуждены закупать импортные, они более качественные, активные, сыры получаются лучшего качества».
Главный в стране по закваскам — Всероссийский НИИ маслоделия и сыроделия в городе Углич. Над технологией производства сыров здесь работают с 1935 года. Отсюда родом сорта «советский», «горный алтай», «угличский». Так почему их работа устраивает не всех производителей? В НИИ объясняют: технологии разные.
Андрей Дунаев, заместитель директора НИИМС по научной работе: «При возрастающем объеме в нашей стране делалась ставка на то, что западные поставки закроют все наши потребности. Поэтому отечественное производство осталось на прежнем уровне».
Впрочем, в институте заверяют, что у них есть несколько перспективных разработок, на которые раньше такого запроса от сыроделов не было.
Современное сырное производство — это большое количество сложной техники. После того как сыр вызревает, его еще надо представить покупателю в удобном виде: его нарезают, фасуют, сортируют, наносят этикетки и упаковывают. Практически все оборудование — из стран Европы и Америки. Как и любым машинам, им нужно регулярное техническое обслуживание, ремонт и запасные части.
Марина Васильева, руководитель департамента производства: «Непосредственно можно прорабатывать вариант с китайской стороны, у нас остались дистрибьюторы, которые заинтересованы в работе».
Этикетки и упаковка для сыра отечественные, их производит компания в Москве. В свою очередь, ее сырье российское на 80%. И на случай перебоев с поставками у компании есть резерв на собственных складах.
Итак, стали понятны основные проблемные точки, которые могут сказаться на цене продукта. Но остается еще одно звено: сетевые магазины.
Ирина Скрипниченко, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами: «У них есть своя наценка для того, чтобы покрывать свои издержки. И в таких ситуациях в первую очередь притесняют производителя. И здесь нужно государству подключаться, урегулировать всю эту ситуацию».
Как именно ее урегулировать? Каких именно действий ожидают сейчас производители продуктов питания?
Дмитрий Матвеев, генеральный директор агрохолдинга: «Мне кажется, что сейчас нужно говорить о том, что нужно сейчас делать. Первое, по моему мнению, что можно сделать без проблем — запретить все проверки. К этому государство вернется, но позже. Потому что в это потребуются очень серьезные инвестиции. Второе — помочь сельхозтоваропроизводителям в приобретении валюты. Третье — дать короткие деньги отрасли, чтобы она нормально провела посевную».