О том, насколько серьезна ситуация с коронавирусом в Европе, можно судить по призывам эпидемиологов перенести Рождество, а заодно и Новый год на середину лета, когда эпидемия, как надеются специалисты, пойдет на убыль. Кажется, ни дня теперь не проходит без того, чтобы очередная группа ученых не ошарашила мир новыми, неизвестными и пугающими последствиями коронавируса, которые грозят даже бессимптомным носителям.
Вторая волна коронавируса — словно американские горки.
Тем временем в Испании военные проводят обработку улиц, ведь коронавирус обретает новые формы. На
Гуннвейг Гродланд, профессор иммунологии Университета Осло, руководитель исследовательской группы: «Эта вспышка намного сильнее, чем то, что мы уже видели. В Норвегии число зараженных увеличивается. Мы подозреваем, что вирус приобрел способность распространяться между людьми быстрее».
Никто не знает наверняка, справится ли теперь вакцина. По словам Гродланда, если вирус продолжит меняться в течение следующего года, это станет серьезной проблемой.
В Стокгольме атмосфера накалена до предела. Впервые за все время пандемии шведы готовы переписать свой сценарий: если раньше они были за то, чтобы все шло естественным путем — мол, большинство переболеет и шведская семья получит коллективный иммунитет, — то сейчас и здесь переходят на режим самоизоляции.
Сот Мария Ротзен, врач по инфекционному контролю в районе Стокгольма: «Мы не хотим закончить там, где мы закончили в прошлый раз, с большим количеством смертей снова. Поэтому настало время остановить распространение инфекции».
Выходит, коллективный иммунитет от
Александр Чепурнов, вирусолог, ведущий научный сотрудник Института клинической и экспериментальной медицины: «К исходу третьего месяца у меня антитела в сыворотке крови исчезли, и, естественно, тогда возник вопрос: как долго будет продолжаться приобретенная защита от короновируса? То, что она была у меня, сомнений не было, потому что мне приходилось общаться с больными… Мы раз в две недели проводили контакты, при которых экспонирование вирусом было несомненно, но болезнь не наступала, поэтому было понимание, что есть некая механика иммунного ответа».
Таким образом он хотел оценить, насколько мощной и продолжительной будет защита организма после встречи с коронавирусом и сможет ли иммунитет дать отпор при повторной атаке.
Александр Чепурнов: «Было важно понять, насколько длительный иммунитет после переболевания. Разобраться в ситуации можно одним способом — это убедиться, происходит заражение или нет. Если да, то в какие сроки. И вот в нашей ситуации сроком оказалось ровно полгода».
Увы, профессора Чепурнова накрыла вторая волна, и болел он еще тяжелее, чем при первой встрече с коронавирусом. Но почему
Михаил Каган, заслуженный врач России: «Есть факты, когда молодые люди, даже спортсмены, которые абсолютно здоровы, могут болеть очень тяжело. Случались летальные исходы среди здоровых молодых людей, не имеющих никаких факторов риска».
С другой стороны, бывает и обратное: пожилые люди с хроническими заболеваниями переносят COVID еще проще, чем простуду. Возможно ли заранее предугадать, какой человек более устойчив к коронавирусу?
Уильям Шаффнер, специалист по инфекционным заболеваниям из Университета Вандерблита в США: «Устойчивость к вирусу означает, что наша иммуная система может держат все под контролем. Если у вас присутствуют симптомы, то значит, что вирус сильнее вас».
Первый фактор — это генетические особенности рецептора, через который вирус попадает в организм. Этот рецептор можно представить в виде замка. И если ключ, то есть коронавирус, к нему подойдет, то это позволит вирусным частицам быстро проникнуть внутрь и активно осваивать территорию. В этом случае даже молодые и здоровые болеют тяжело.
Михаил Каган: «Если мы говорим об этой войне, биологической войне, между организмом и вирусом, то одно из полей сражений происходит на уровне рецепторов. Именно через него вирус входит в клетку».
У части людей строение этого рецептора может быть таким, что он оказывается неудобен вирусу для «стыковки», и этот вариант возможен и у пожилых, и у людей с хроническими заболеваниями. Тогда они либо переносят болезнь в легкой форме, либо вовсе не заражаются.
Второй вариант — когда армия коронавируса оказывается слабее наших защитников, которые задействованы при встрече вируса. Речь идет о врожденном иммунитете. Интерфероны
Третий вариант невосприимчивости к коронавирусу связан с перекрестным иммунитетом — наследством от былых простуд. В этом случае организм оказывается готов к достойной встрече нового врага, потому что он похож на побежденного раньше. В этом случае инфекция будет подавлена на раннем этапе и болезнь будет протекать легко.