В России появился ГОСТ для самых взыскательных потребителей продуктов питания − вегетарианцев и веганов. До сих пор этот сегмент рынка практически никак не регулировался, каждый производитель на свое усмотрение маркировал продукцию, зачастую искажая состав входящих в нее ингредиентов. Теперь на радость приверженцев монастырского борща и фальшивого зайца все неточности или умышленный подлог будут исключены.
Алексей перестал есть мясо 20 лет назад, он обедает только в проверенном кафе для вегетарианцев.
Алексей Унтхуанг: «От мяса идет тяжелая энергия. Вы много, конечно, получаете энергии, но потом вы устаете, это долго переваривается».
Вегетарианцы отказываются от мяса, но едят молочные продукты, у веганов все строже, для них молоко и даже мед под запретом. На полках магазинов много имитации животного белка, например, пшеничные сосиски, колбаса из сои, котлеты из гороха. Такие продукты покупают не только веганы. Заменители коровьего молока, например, нужны пищевым аллергикам.
В первом в России вегетарианском кафе посетителей много, в зоне раздачи очередь, ассортимент постоянно пополняется. Вегетарианство и веганство становится все популярнее. Спрос и предложение растут. Эксперты решили, что нужны стандарты для продуктов на растительной основе. Чтобы следить за технологией производства и качеством компонентов, в России разработали ГОСТ на веганскую и вегетарианскую продукцию.
Артём Пономарёв, глава Ассоциации производителей альтернативной продукции: «Россия имеет наибольший среднегодовой темп роста по этому сегменту рынка, порядка 12,5%, является опережающей страной среди других наших коллег как западных, так и стран Азии. Это вселяет надежду, потому что у нашей страны есть колоссальный потенциал, который можно использовать не только на внутреннем рынке, но и для реализации задач экспорта».
На предприятии, где делают йогурты из миндального и кокосового молока, к ГОСТу относятся спокойно. Новые требования не должны никак повлиять на цену товара или работу компании, контроль качества останется прежним.
Артём Асташкин: «Небольшой образец мы отправляем в лабораторию, лаборатория нам привозит непосредственно исследования. Если мы обобщенно говорим, то у нас есть документ, по которому мы смотрим, проходит ли молоко по всем нормам, которые нам нужны».
Сотрудники вегетарианского магазина сами запрашивают у производителей информацию об ингредиентах, которую не найти на упаковке, чтобы веганы были уверены, что нет никаких компонентов животного происхождения. Возможно, ГОСТ поможет экономить время продавцам и нервы покупателям.
Максим Горбуль, управляющий магазина для веганов: «Намного быстрее мы станем принимать товар на наши полки. Не надо будет ждать несколько дней и недель от наших производителей информации о составе товара».
Владислав Алиев, вегетарианец: «Если человек вегетарианец, у него
По мнению разработчиков, ГОСТ для растительной продукции убережет от недобросовестных производителей.
Елизавета Занкевич, координатор проектов сети вегетарианских кафе: «Как мы знаем, есть такая проблема, как гринвошинг, когда люди используют маркировку „веганство“, но она не соответствует действительности. Например,
Сейчас в разработке единый знак, который будет на каждой упаковке сертифицированной растительной продукции. В планах на следующий год добиться признания российского ГОСТа за рубежом.