Хотя в Петербурге и действует базовый уровень готовности, некоторые жители решили проверить готовность убежищ на случай возможной воздушной тревоги. При этом Смольный не раскрывает адреса подобных укрытий, ссылаясь на гостайну. Корреспондент НТВ обследовал несколько бомбоубежищ.
Сооружение внушительных размеров разделено на отсеки. Правда, лавки, стулья и даже проводку с лампочками за последние годы успешно вынесли. Судя по копоти и запаху жженого всего, убежище здесь себе приискали бездомные на время холодов.
Предприниматель Александр Колос говорит, как побывал недавно в Донецке, заинтересовался готовностью укрытий в своем родном Петербурге. В таком состоянии сооружения он и его друзья видели в разных частях города. По итогу общественной инспекции писал многочисленные обращения в разные инстанции.
В отличие от подземных катакомб наземные коридоры власти оказались закрыты. МЧС отправлял телекомпанию НТВ в Смольный, а Смольный — в обратном направлении. Везде звучало, что в мирное время сведения о местонахождении и состоянии убежищ являются государственной тайной.
Каков их статус во время базового уровня готовности, нам не ответили. В случае чего нехорошего, всё расскажут, путь укажут — постучав по дереву и трижды плюнув через плечо, не под запись резюмировали во властных структурах.
Светлана Тамарова не стала дожидаться госпровидения и сама устроила в своем ТСЖ укрытие. В обычном подвале многоэтажного дома разместила кушетки, стулья и воду. Нашла и дополнительные аптечки. Бонусом для укрывающихся может стать освещение и отопление. Но готовясь к худшему, председатель надеется на лучшее. Хотя в случае ее дома больше подходит поговорка: не было бы счастья, да потенциальное несчастье помогло.
За последние недели в Интернете стали массово публиковать перечни возможных укрытий. Они не подтверждены официально, их активисты собирали, исходя из сведений десятилетней давности и разнообразных конкурсов защитных сооружений.
Точно в случае потенциальной воздушной угрозы в укрытия превращаются станции метро. Также защитные сооружения имеют на своей территории многие предприятия.
Словно отсек подводной лодки выглядит убежище государственного исторического архива. На несколько уровней ниже земли с усиленными бетонными стенами, которые могут выдержать попадание любых снарядов. Более того, на двое суток здесь смогут укрыться сотрудники и посетители учреждения, даже если вдруг возникнет угроза химической атаки.
Дмитрий Михайлов, уполномоченный по гражданской обороне Российского государственного исторического архива: «Здесь у нас находится аварийный запас воды — технический и для питья. В данный момент наше защитное сооружение предназначено для укрытия 200 человек. На каждого сотрудника по нормам положено три литра воды в сутки. По запасам воды мы обязаны продержаться двое суток».
Конечно, о прямой угрозе воздушной тревоги, к счастью, в нашем городе говорить не приходиться. Но, вероятно, сейчас куда важнее психологическая защита — знать, что убежище в городе есть и что оно готово. На всякий случай.