Самолет Embraer авиакомпании AZAL, разбившийся Актау, несколько раз пытался зайти на посадку, выписывая опасные виражи. Самые трагические минуты этого полета были сняты свидетелями сразу с нескольких камер. Пилоты до последнего момента пытались вырулить и посадить лайнер, но борт зашел на посадку с очень большим креном и под слишком острым углом, после удара о землю раздался взрыв, в небо поднялся столб пламени. Казалось, что выбраться из этого ада просто невозможно, но те, кто находился в хвосте, получили шанс выжить.
Те, кто был на земле, верили до последнего, но взрыв, казалось бы, перечеркнул все. Пожарные ехали на место катастрофы без особых надежд на то, что хоть
Субхонкул Рахимов, пассажир рейса: «Аллах велик! Аллах велик! Я свидетельствую, что нет другого истинного бога, кроме Аллаха».
Субхонкул Рахимов молился, лишь изредка прерываясь, чтобы услышать, что говорит бортпроводница, которая готовила пассажиров к жесткой посадке и пыталась их успокоить: «Все пристегнитесь и слушайте указания. Не волнуйтесь, уважаемые пассажиры, все будет хорошо».
Субхонкул — один из тех, кто выжил. Он даже пытался помогать другим пассажирам.
Субхонкул Рахимов: «Вот, я живой остался. Смотри чего: кто здесь сидел, все умерли».
Что спасло Субхонкула Рахимова? Возможно, все решил всего лишь один дополнительный метр, когда он пересел подальше от носа, который принял основной удар, и крыла, которое вспыхнуло.
Субхонкул Рахимов: «Кислородная маска, мне показалось, что кислорода там мало. Сзади меня место свободно было. Я думаю, может быть, там кислород нормально поступает. Помогло, не помогло — я не знаю. Помог Всевышний».
Эксклюзивное интервью НТВ Субхонкул дал прямо из скорой уже в Москве. Его и других россиян доставил в столицу спецборт МЧС. Пассажир рассказал о катастрофе.
Субхонкул Рахимов: «У меня у самого сейчас этот вопрос: что там
На расшифровку черных ящиков могут уйти дни, а то и недели. Но почти стразу после трагедии в
Что происходило в кабине? Как пилоты старались выправить ситуацию? И что в тех обстоятельствах было сделать абсолютно нереально? Эксперты ищут ответы на эти вопросы и пытаются смоделировать последние роковые минуты.
Дмитрий Коперин,
Но как же тогда пилоты пытались управлять самолетом, если у них, по сути, ничего не оставалось, кроме двигателей?
Дмитрий Коперин: «С помощью исключительно разнотяги. За счет тяги двигателя управление все равно очень тяжелое. Когда перебита гидрашка, и педали неэффективны, и элероны неэффективны. То есть по крену мы самолет удержать практически не можем».
Этим можно объяснить и несколько неудачных попыток зайти на посадку и уход в правый крен прямо перед столкновением с землей.
Дмитрий Коперин: «Управление разнотягой двигателей ну никак уже не могло спасти их. Вот я вывожу правый двигатель, дабы вывести его из крена, и он действительно начинает его уменьшать, но он не может вывести из него. А управление штурвалом с сайдстиком ну никак не может уже повлиять на исход событий».
Заур Мамедов, пассажир рейса: «Я скажу так: бортпроводники и пилоты показали достойно. Спасибо им. Кто умер, тем царствие небесное, тем, кто остался жив, здоровья».
Мамедов хочет успеть до Нового года вернуться домой во Владикавказ. Скорее всего, он поедет на поезде. Субхонкул Рахимов планирует лететь в Екатеринбург, где его ждут жена и шестеро детей.
Все выпуски программы «Центральное телевидение».