Риса на прилавках станет больше, докладывают эксперты. В Крыму подумывают о том, чтобы снова начать выращивать эту культуру. Рис там прекратили сажать в 2014 году, когда полуострову перекрыли днепровскую воду, а теперь она снова есть. А значит, и ценники на крупу, возможно, расти будут медленнее. Впрочем, к стоимости некоторых видов риса, гречки, пшена прибавляется еще и цена дорожающей упаковки не только картона и целлофана, но и порционных варочных пакетов. Но применять такую фасовку стали задолго до волны опасений, связанных с применением пластика. Так съедаем ли мы токсичный микропластик с крупой? Команда «НашПотребНадзора» вместе с российскими учеными провела независимое исследование.
Изначально на производство злаки поступают в мешках, сотканных из узких полипропиленовых лент — такие официально разрешены для хранения сыпучих продуктов. Затем палеты с этими мешками отправляют в цех фасовки. Содержимое мешков скармливают прожорливому агрегату, в который заряжены полиэтиленовые пленки. Так формируются уже знакомые порционные пакеты, дозировано наполненные рисом. Их запечатывают и фасуют по картонным коробкам. На самом заводе уверяют, что все эти манипуляции абсолютно безопасны, что упаковочный материал безвреден, а информация об опасности — это байки, распространяемые конкурентами.
Влад Чижиков, специалист отдела продаж по экспорту завода по фасовке круп: «Крупа в варочных пакетах максимально безпасна. Современный мир строится на стереотипах, к сожалению, крупы в варочных пакетах не смогли избежать этого».
А не слишком ли это категорично? Ведь информации о токсичности таких пакетиков нет лишь потому, что таких исследований никто не проводил. На фабрике это точно должны бы знать.
Команда «НашПотребНадзора» снова будет первой. И поэтому пакетики с рисом от трех крупных производителей круп — уже в одной из самых инновационных лабораторий в России. Пакетики опустошают, обдувают воздухом, чтобы избавиться от частиц зерен, и, следуя инструкции на упаковке риса, опускают в кипяток. Но это не вода из под крана, а особо очищенная. То есть в ней самой никаких примесей нет.
Прошло 15 минут. Специалисты извлекают пакетики из каждого стакана и отправляют их на просушку. Пакетики взвешивают, а пробы воды, в которой варился рис, наносят на специальные керамические пластинки. И после высыхания с помощью сверхточного оборудования осадок, если он есть, можно поискать.
Галия Исламова, начальник аналитического исследовательского центра КНИТУ: «Темные участки — это и есть содержание органики, содержание вот этого растворенного полимера».
Оказалось, что пластик в пробах есть! И он точно перешел в воду из порционных пакетиков. Но сколько его и какого размера частицы? Ведь достоверно известно, что большие кусочки пластика в организме не задерживаются и свободно выходят, как инородные предметы. А вот микроскопические частицы, объясняет известный на весь мир биолог Анча Баранова, причиняют здоровью огромный вред.
Анча Баранова, профессор школы системной биологии в Университете Джорджа Мейсона, доктор биологических наук (США): «Большинство кусочков микропластика такие маленькие, что они внутри клеток могут находиться. И они, конечно, портят функцию клеток. И когда у нас есть воспаление, например, в пристеночной области кишечника, то вот это воспаление может транслироваться в воспаление во всем организме, это способствует образованию опухоли».
Однако производители пакетов для риса, чая и других продуктов такие тревожные доводы игнорируют. Ведь государственными законами такая фасовка не запрещена. А чтобы это сделать, нужно проделать колоссальную работу.
Владимир Шипелин, старший научный сотрудник лаборатории пищевой токсикологии и оценки безопасности нанотехнологий ФИЦ питания и биотехнологии: «Мы сейчас занимаемся анализом рисков, пока что это, скажем так, в рамках обзорных исследований. Эта работа только началась, поэтому быстро это не произойдет, я думаю. Никаких нормативных документов так быстро не принимается, этому должны предшествовать серьезные исследования, это даже не один, не два года».
Но есть ли вообще основания для рассмотрения такого запрета? Очень даже, так как полимеры всплыли в пакетах от всех трех производителей.
Галия Исламова: «Мы во всех трех образцах полимерных изделий обнаруживаем, что они теряют массу при заваривании в воде. Исследованные материалы, естественно, уходили в воду. То есть, соответственно, они попадают в продукт потребления и, соответственно, попадают в организм».
В воде
Галия Исламова: «Первые два производителя используют полиэтилен низкого давления, который имеет в своем составе небольшое содержание полиэтилена низкого давления после переработки, то есть это удешевляет данный материал и, соответственно, выгодно тому, кто продает этот материал и кто покупает».
Вот только выбирая крупу в магазине, мы не можем узнать информацию о качестве полиэтилена, ее просто нет на упаковке. Хотя с крупами, не расфасованными по таким пакетам, риска, совершенно точно, меньше.