Пираты Красного моря: как арабские повстанцы сломали всю мировую логистику
Больше месяца йеменские повстанцы хуситы обстреливают корабли в Красном море. Теперь крупнейшие в мире грузоперевозчики меняют маршруты. «Пираты Красного моря», «Призрак большой войны», «Хуситы открывают новый фронт» такими заголовками пестрят сегодня мировые СМИ. Как одна военизированная группировка одной из беднейших арабских стран подорвала мировую экономику и каковы могут быть последствия? Об этом в нашем материале.
Ключ от Красного моря
Красное море стало опасной зоной на карте морского судоходства. Больше месяца прошло с момента, как повстанцы группировки «Ансар Алла» (хуситы) захватили в Аденском заливе грузовое судно Galaxy Leader, решив, что оно принадлежит Израилю. Корабль направлялся из Турции в Индию, на нем находился международный гражданский экипаж, состоящий из 25 человек. Все они до сих пор находятся в плену.
Ранее повстанцы объявили, что в ответ на действия Израиля в секторе Газа будут атаковать в йеменских территориальных водах любые суда, связанные с Израилем, а вести переговоры о возврате станут только после того, как Тель-Авив прекратит бомбить регион. Также, по словам хуситов, их атаки «не наносят ущерб международному судоходству» — они направлены только на Израиль. Но на практике отследить принадлежность судов бывает сложно.
На Galaxy Leader теперь аттракцион для туристов: здесь устраивают вечеринки, фотосессии и посиделки с кальяном. Но захват этого судна был только началом…
Потом были контейнеровоз Al Jasrah под флагом Либерии, грузовое судно MSC Palatium III — в него хуситы запустили баллистическую ракету, оно больше не пригодно для эксплуатации…
По данным Пентагона, с начала эскалации палестино-израильского конфликта хуситы совершили более ста нападений на суда в Красном море. У них есть значительный арсенал, включая ракеты Quds-2 и Quds-3 с дальностью поражения до 2000 км, а также ударные дроны Sammad-3, Sammad-4 и Waeid, способные преодолевать расстояния от 1500 до 2200 км. Уже атакованы десять торговых судов, затронуты интересы более 35 стран.
Для западных ВМС противостояние с хуситами — очень дорогая проблема: стоимость ракет класса «земля-воздух» Aster 15, которыми бьют с французским фрегата Languedoc по иранским беспилотникам типа «Шахед» (стоят около 20 тысяч долларов, их применяют хуситы), — более 1 миллион евро каждая.
Обходной путь
Теперь мировая логистика сильно усложнилась. Корабли из-за проблем с судоходством в Панамском канале (из-за засухи он пропускает меньше судов) и Красном море вернулись к перевозкам по путям, которые использовались в XVIII веке. Израиль и другие страны несут колоссальные убытки.
Крупнейшие судоходные компаний приостановили проход своих судов через Красное море. Это французская транспортная группа CMA CGM, швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC), крупнейшая в мире по вместимости контейнеровозов, датская судоходно-логистическая Moller-Maersk Group и немецкая Hapag-Lloyd. Они использовали Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Красное море и Аденский залив Аравийского моря. Теперь же маршруты станут длиннее (примерно на две недели), например, корабли пойдут вокруг Африки.
Некоторые компании задумались об авиаперевозках. Но, например, из Китая в Европу они занимают около 48 часов и слишком затратны. Еще один путь — железнодорожный. Он проходит через Россию и в настоящее время пока недоступен.
Международный вызов
Проход через Красное море — один из наиболее тщательно охраняемых торговых коридоров в мире. Так, в восточноафриканском государстве Джибути, имеющем выход в Аденский залив и находящемся всего лишь в 30 км от Йемена, дислоцированы военные контингенты 7 стран: США, Британии, Италии, Саудовской Аравии, Китая и Японии.
Америка хочет создать безопасный коридор в Красном море, пытаясь сформировать широкую международную коалицию. Как отмечает Bloomberg, рассматривается возможность вместе с союзниками нанесения ударов по позициям хуситов в Йемене. В Красном море находятся три эсминца ВМС США (Laboon, Carney и Mason), в Аденском — авианосец Dwight Eisenhower и крейсер Philippine Sea, а также французский фрегат Languedoc.
Лидер хуситов Абдель Малек аль-Хуси, в свою очередь, заявил, что любое нападение Америки на Йемен приведет к ответному нападению: «Мы превратим американские корабли в мишени для наших ракет и беспилотников. США придется столкнуться с еще более тяжкими последствиями, чем это было в Афганистане и Вьетнаме». В Йемене — всеобщая народная мобилизация, там действуют тренировочные лагеря для добровольцев.
США назвали операцию против повстанцев «Хранитель процветания» (помимо Америки, в ней примут участие Великобритания, Канада, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания и Сейшельские Острова, Бахрейн). По мнению военных экспертов, Америка и ее союзники пока, скорее всего, ограничатся точечными воздушными ударами по позициям йеменской группировки.
Между тем, как отмечает Politico, Китай не заинтересован в защите судоходства в Красном море. Компании из КНР продолжают использовать Красное море для перевозки грузов.
А Малайзия, давно поддерживающая отношения с ХАМАС, сама запретила израильским судам использовать свою портовую инфраструктуру.
Золотые перевозки
Йеменские хуситы угрожают 14% мировой торговли. По данным Управления энергетической информации США, через пролив Баб-эль-Мандеб в первой половине 2023 года проходило 12% от общего объема мировой морской торговли нефтью, а также 8% сжиженного природного газа — это 8,8 миллиона баррелей нефти в день и 4,1 миллиарда кубических футов СПГ в день.
Каждый год через Баб-эль-Мандебский пролив проходят более 17 тысяч судов. Часть из них направляется к Суэцкому каналу, а потом в Средиземное море.
Для России после наложения нефтяного эмбарго со стороны Европы значение Суэцкого канала сильно возросло — через него экспортируется более половины российской нефти и нефтепродуктов. Практически вся нефть из балтийских и черноморских портов на пути в Индию или Китай, идет через Суэц. Ни одна страна в мире не везет по нему больше нефти, чем РФ. А из Индии нефтепродукты идут тем же путем на рынки сбыта в Европе. Альтернативной дороги российской экспортной нефти на сегодня нет.
Также через Суэцкий канал идут более 80% грузов между Европой и Азией. И это критически важно для экономик не только России, но и Европы, Китая и Индии. В будущем отказаться от этого пути планирует Китай («Один пояс — один путь»), Индия («Север — Юг») и Россия (Севморпуть).
Из-за атак хуситов увеличилась и цена морских перевозок: отправить грузы из Китая в Англию теперь будет стоить $10 000 за 40-футовый (стандартный) контейнер (еще недавно это стоило $2400).
А компании Maersk и CMA CGМ ввели дополнительные сборы ($500–700) за стандартный контейнер на маршруте из Европы в Азию. Это связано с необходимостью обходить маршрут через Красное море и Суэцкий канал длинным путем вокруг Африки мимо мыса Доброй Надежды.
Между тем российские танкеры с нефтью продолжают идти через Суэцкий канал. Эксперты полагают, что это — следствие договора РФ и Ирана, который негласно поддерживает хуситов. И для России такая ситуация — конкурентное преимущество.
Читайте также
СТАТЬЯ
Не ждут, а готовятся: случится ли на Украине блэкаут
СТАТЬЯ
Трамп выиграл. Украине приготовиться!
СТАТЬЯ
США после выборов: предчувствие гражданской войны?
СТАТЬЯ
Выборы президента США — чего стоит ждать мировой экономике?
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Харрис
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Трамп
СТАТЬЯ
Западные СМИ о выборах в Грузии: Тбилиси отдаляется от Запада
СТАТЬЯ
Изоляция провалилась: саммит БРИКС глазами западной прессы
СТАТЬЯ
Выборы в Молдавии: западные интересы, «рука Москвы» и расколотое общество
СТАТЬЯ
Станет ли убийство Синвара концом ХАМАС
СТАТЬЯ
Это другое: почему США по-разному относятся к конфликтам Израиля и Украины
СТАТЬЯ
Идеальный шторм: «Милтон» сеет хаос на американской предвыборной поляне