Новая жизнь ждет «Брюхо Петербурга». На Сенной площади готовятся к восстановлению взорванного 52 года назад храма. Однако возродить его в прежних границах не получится.
Одна из главных городских площадей, транспортный узел и популярное торговое место — знаменитое «Брюхо Петербурга» — полностью изменит имидж. В новой жизни Сенную площадь ожидают удобные транспортные развязки, пешеходные улицы, цивилизованные торговые точки и самое главное — восстановленный храм Спаса на Сенной.
В институте истории материальной культуры прошла
Что в итоге появится в оживленном месте, выяснил корреспондент НТВ Алексей Кобылков.
Итоги археологических работ, которые должны были обсуждать сегодня, вполне предсказуемо не стали главной темой. Куда больше всех интересует, что будет потом. Когда исчезнет синий забор на Сенной площади и что появится на месте раскопанного фундамента старой церкви. Выяснилось, что пока
Иерей Михаил Малюшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы: «Восстановление благоустройства, укладка плитки произведена на площади не будет. Забор и строительная площадка останутся таковыми до весны».
В ближайшее время территорию раскопок собираются законсервировать, чтобы и найденная кирпичная кладка, и многочисленные инженерные сети не были повреждены во время холодов. Археологи надеются, что какое бы потом ни было принято решение, по крайней мере, часть фундамента в будущем музеефицируют. За два летних месяца они успели выяснить множество подробностей того, как была устроена церковь.
Сейчас на площадке можно разглядеть основания арочных сводов, полукружия апсидов — выступов здания, многочисленные свидетельства перестроек и реконструкций, даже следы склепов, которые, уже известно точно, были в храме: найдено около 600 фрагментов костей. И совсем рядом бесконечные траншеи: трубы «Водоканала» и кабели «Ростелекома», газопровод и огромные бетонные блоки, оставшиеся от строительства метро.
Центральная ось бывшего храма Успения Пресвятой Богородицы. Здесь находился вход в храм. В длину он простирался вплоть до часовни. Так что сейчас очень хорошо видно: восстановить храм в прежних границах совершенно точно не получится. Так же как
Плюс к тому понятно, что начало стройки скажется на состоянии соседнего жилого дома, огромных денег будет стоить вынос всех коммуникаций, придется понижать машинное отделение в метро. Речь может идти о миллиардах рублей. Впрочем, строители, которые до сих пор работали на площадке, конкретных сумм не называют, говоря, что это бессмысленно до появления и согласования проекта.
Александр Мачхелян, заместитель генерального директора строительной компании: «Далеко не миллиарды, но то, что это не один миллион однозначно. Потому что вынос сетей — это работа, которая стоит определенных денег».
Проекта нет, но о восстановлении церкви уже сейчас говорят как будто о решенном деле. Сил
Наталья Соловьёва, заместитель директора Института истории материальной культуры РАН: «Это закладная монетка. Мы пока не знаем, что на ней, потому что она до конца не отреставрирована. Единственное, что можем сказать, что это вроде бы Екатерина. Это серебряный рубль. Соответственно, его аккуратненько поднять, то мы увидим, что он сюда был вмазан в сырой кирпич».
Части светильников, изразцы, фрагменты сосудов, цепочка и несколько огарков — в общей сложности около 200 предметов, это все, что осталось от ценного убранства храма. И пока не всегда понятно ни где находилась та или иная вещь, ни даже зачем некоторые из них были нужны.
В