Куда наши сограждане едут за трикотажем, за золотом и за услугами пластической хирургии? Где и чему благодаря в России работает тезис «дешево и сердито»?
О перспективах развития туризма в России много чего было сказано на минувшей неделе. Тут и Северный Кавказ — создание в регионе соответствующего кластера считается важнейшим компонентом решения его проблем. Тут и новые возможности для, например, приполярного Урала: почему бы не использовать в качестве «завлекалочки» самобытную культуру малочисленных народов Севера?
Любопытным, впрочем, представляется еще одно направление данной деятельности, активно набирающее популярность в нашей стране, — туризм потребительский. Корреспондент НТВ Андрей Григорьев, исследуя незамысловатый, в
Иваново — город невесть откуда взявшегося туристического бума. Чуть ли не каждый второй приезжает сюда за покупками. Текстильный рынок в выходные напоминает муравейник, багажные отделения междугородних автобусов забивают до отказа.
Екатерина Фёдорова, директор туристической фирмы: «У нас в месяц уезжает примерно 90 автобусов из Ярославля, из нашего региона. То есть, очень популярно».
Замечено, что покупательский спрос здесь подвержен пока не совсем понятным колебаниям: в один день сметают с полок исключительно трикотаж, в другой — подушки, одеяла и матрасы, в третий — постельное белье. Видимо, туристы еще по дороге обсуждают, что лучше купить.
Татьяна Бесчастная, директор текстильной биржи: «Самая хорошая реклама — это реклама из рук в руки, или „сарафанное радио“. Если мы говорим, что в автобусе, допустим, едет 40 женщин, то каждая из них, как минимум, пяти своим подружкам об этом расскажет».
При желании, конечно, можно насладиться и городской архитектурой — Иваново, между прочим, входит в знаменитое российское «Золотое кольцо», но на это времени у туристов уже не всегда хватает.
Объединить приятное с полезным — идея далеко не новая и весьма широко распространенная. Во всем мире давно уже стараются комбинировать отдых так, чтобы достались и делу — время, и потехе — час. В Советском Союзе едва ли не вся страна съезжалась в столицу не только на достопримечательности полюбоваться, но и за дефицитным товаром. Сейчас, когда никакого дефицита, вроде бы, уже и нет, чем еще можно привлечь массовые туристические потоки из одного российского региона в другой?
Прежде всего, это, конечно, цена — товары привозят сами производители. Автобусный тур тоже может себе позволить каждый, а среди туристов еще и проводят лотерею, в которой главный приз — автомобиль.
Общеизвестно, что россияне, к примеру, охотно летают в Грецию за шубами или в Турцию за кожаными куртками. Отечественные туристические операторы вполне могут организовать поездки в Германию за подержанными автомобилями (помогут и привезти, и пройти таможню), за мебелью в Китай (выбранные шкафы, кровати и тумбочки потом присылают контейнерами) или даже в Конго за алмазами (в арсенале агентств есть и такие экзотические туры).
А вот какие товары и услуги можно купить, не покидая пределов родины, мало кто знает — внутренний потребительский туризм у нас только набирает обороты.
Подробности — в материале НТВ.