Американцы устали, что их держат за дураков. Или, если цитировать первоисточник дословно, за «лошков». Об этом заявил президент США Джо Байден. Он использовал день проведения Суперкубка, чтобы обратиться к американцам и американскому бизнесу с посланием. В нем он раскритиковал нечестных дельцов, которые уменьшают количество продукта в упаковке, сохраняя при этом его прежнюю цену. То есть, по мнению Байдена, покупателя разводят на деньги. Этот прием придумали именно в США, как и термин, его обозначающий шринкфляция.
Эмоции на поле накалены до предела, трибуны бушуют, певица Тейлор Свифт дарит поцелуй чемпиону. Суперкубок — самое рейтинговое телешоу США. Минута рекламы во время матча стоит 7 млн долларов. Раскошелиться пришлось и Джо Байдену, чтобы обратиться к избирателям с важной речью.
Джо Байден: «Покупая закуски для просмотра игры, вы могли заметить, что бутылки спортивных напитков стали меньше, в пачках меньше чипсов. Но стоят они как раньше. Меня достало то, что они называют шринкфляцией. Американцы устали от того, что их держат за лохов».
Особую злость президента вызвала шринкфляция мороженого — Джо Байден большой его фанат.
Эдгар Дворски, юрист: «Производители говорят, что растут затраты на логистику, сырье, зарплату рабочим. Поэтому они пытаются найти способ переложить эти затраты на покупателей. Они знают, что если повысить цену напрямую, то покупатели заметят и, возможно, перейдут на товар другого бренда. Но если они сделают это таким подлым способом, сократив немного объем товара, это заметят немногие».
Впрочем, шринкфляция — проблема не только Америки. Экономисты Великобритании подсчитали, что за 5 лет 2,5 тыс. тысячи товаров стали легче. В Китае знакомую картину можно увидеть в молочном отделе — упаковки по 900 мл вместо 1 литра.
В московском супермаркете тоже сложно найти молоко, кефир или сок в литровом объеме. 900 граммов теперь стандарт для риса и гречки. Стаканчик пломбира — 80 граммов.
Борьбу со шринкфляцией в России начали в конце прошлого года: внесли изменения в ГОСТ. Если производитель хочет нанести заветный знак качества на упаковку, он обязан фасовать товар, используя фиксированные значения. Литр молока, килограмм гречки, 200 граммов масла. Это касается почти всех продуктов первой необходимости. Но большинство производителей предпочли просто убрать слово ГОСТ с упаковки.
Шринкфляция захватила и рынок недвижимости. 10 лет назад средний метраж квартиры на рынке в Москве был 77 км. м. по стоимости 185 тыс. за метр. В прошлом году среднестатистический покупатель приобретал всего 47 «квадратов» по цене 240 тыс. за метр. Это классический пример шринкфляции.
Ученые из Брисбена провели исследование, как шринкфляция влияет на поведение людей. Цена товаров в супермаркете не менялась, но поменяли ценники, которые создавали разные впечатления: цена выросла, цена та же, но объем меньше, объем увеличился вместе с ценой. Удивительно, но люди предпочитали товары с прежней ценой, даже зная, что продукта получат меньше. То есть сознательно выбирали шринкфляцию.
Во Франции нашли свой способ обуздать маркетологов. Некоторые супермаркеты начали кампанию против шринкфляции. Крупнейшая торговая сеть Парижа начала сама отслеживать изменение объема продукта. Теперь многие популярные товары получили позорный знак — «шринкфлятор».
Все выпуски программы «Центральное телевидение»