В России ищут новые способы борьбы с так называемыми «наливайками». Это заведения, находящиеся в жилых домах и позиционирующие себя как бары, что позволяет там продавать алкоголь круглосуточно. В Минпромторге уже предложили, в частности, повысить цены на пиво. В ведомстве убеждены, что это отобьет у граждан желание собираться у подобных заведений по ночам. Местные власти, в свою очередь, хотят дать возможность жителям самим решать, что делать с торговыми точками.
Точки продажи разливного пива, известные в народе как «наливайки», уже стали неотъемлемой частью пейзажа российских городов. Все эти «пивозаправочные станции» и «пенные лавки» популярны настолько, что продажи разливного заняли 10% от всего оборота пивоваренной продукции в стране. Но у этого явления есть не только светлая, но и темная сторона. Чаще всего с ней сталкиваются люди, живущие по соседству с такими «наливайками»: ночью шум, крик, музыка, потому что подъезжают машины, ходят пьяные, на детской площадке бутылки валяются.
Купить спиртное в Москве можно до 23:00, в других регионах дедлайн до 20:00 или 21:00, однако, запрет на продажу после установленного времени соблюдают в основном магазины, а «наливайки» запрет обходят, причем довольно изящно — ставят стол и стул, а лучше два, после чего это не магазин, а заведение общепита, где алкоголь можно продавать хоть всю ночь до самого закрытия. Вот и собирается около таких точек в поздний час не самая интеллигентная публика.
Вариант решения этой проблемы назвал Минпромторг. Там предложили поднять минимальную розничную цену и сделать пиво более элитным напитком. Однако в эффективности такого решения уверены не все.
Вячеслав Мамонтов, исполнительный директор Ассоциации производителей пива: «Установление МРЦ способствует увеличению стоимости, доступности для потребителей и, в принципе, будет толкать потребителя при высокой цене к покупке суррогатной продукции».
По данным Ассоциации производителей пива и солодовых напитков, 80% разливного в нашей стране приходится на нелегальную продукцию. То есть с повышением минимальной розничной цены на разливное пиво его производители, скорее всего, не потеряют, а, наоборот, даже заработают с помощью все тех же «наливаек».
Александр Носенко, руководитель центра защиты правообладателей международной ассоциации «Антиконтрафакт»: «Именно через данный канал реализации осуществляется сбыт пива, произведенного недобросовестными изготовителями с уклонением от уплаты акциза и прочих налогов».
Депутаты и Госдумы, и муниципальные тоже не видят в повышении цен спасения. Если есть «море пива», то и желающие стать «красивым дельфином» найдут на это деньги, да и контролировать цены в каждой «наливайке» довольно проблематично. Поэтому в Госдуме предлагают дать возможность жителям многоквартирных домов самим решать, хотят ли они соседства с пивным ларьком.
Светлана Разворотнева, заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Государственной думы Российской Федерации, депутат Госдумы РФ: «Такие решения должны приниматься на общем собрании. Я даже допускаю, что там должен быть немаленький кворум — не меньше двух третей. Сейчас у нас и так собрание провести непросто, а собрать не меньше двух третей — это крайне сложно, но у людей должны быть такая возможность воздействия на ситуацию».
Особенно часто на «наливайки» жалуются в Архангельской, Ростовской областях, Ставропольском крае и Удмуртии. Поэтому еще одна депутатская инициатива предполагает дать регионам больше самостоятельности в этом вопросе.
Александр Дятлов, депутат Архангельского областного собрания депутатов: «Предлагается ввести изменения в федеральное законодательство, которое позволит регионам самим устанавливать своими законами дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции в заведениях, которые расположены в многоквартирных домах и во дворах».
Пока же ни власти регионов, ни жильцы многоквартирных домов официально такие рычаги использовать не могут, поскольку для них попросту нет нормативной базы. Чтобы ее создать, необходимо соответствующее решение на уровне федерального законодательства.