После ухода иностранных инвесторов и поставщиков российский бизнес часто говорит о необходимости господдержки. Основатель сети быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров в интервью НТВ объяснил, какой помощи от государства ждет ресторанный бизнес.
По словам Гончарова, после начала специальной военной операции российский рынок быстрого питания претерпел наименьшие изменения по сравнению с остальными, потому что игроки, представлявшие американский фастфуд, продолжают работать.
Михаил Гончаров, основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок»: «„Макдоналдс“ работает под маркой „Вкусно и точка“. „Бургер Кинг“ продолжает работать как „Бургер Кинг“. И KFC тоже частично стал „Ростиксом“. Но главное, что все рестораны продолжают работу, поэтому
Гончаров уверен, что ни одна даже самая успешная сеть не может быть статичной, у успешных в этом году игроков в следующем году показатели могут ухудшиться, а через
Михаил Гончаров: «Нужно постоянно меняться, вводить новые продукты, корректировать цены, заниматься пиаром и рекламой. Все это сложный механизм. Современный менеджмент должен себя проявить в лучшем виде, я думаю».
Говоря о своем предприятии, Гончаров отметил, что в период пандемии
Михаил Гончаров: «Мы к 2019 году, если брать, мы выросли, наверное, процентов на 25. В годы коронавируса мы не росли, такой сформировался отложенный спрос. Вдобавок в прошлом году на волне роста закупочных цен практически все предприятия, в том числе рынок быстрого питания и демократичного питания, подняли цены. В этом росте еще частично рост цен заложен. В целом, обороты увеличились, мы не останавливаем развитие. То есть в этом году мы уже открыли восемь больших ресторанов только в Москве».
Гончаров рассказал о совещаниях, на которых представители сети «Макдоналдс» в грубой форме диктовали условия региональным руководителям.
Михаил Гончаров: «Я присутствовал на совещаниях, на которых представители „Макдоналдса“ в приказном тоне буквально говорили руководителям высокого уровня ряда российских регионов, что им должны подобрать участки, должны сформировать льготные условия работы, льготы по земле, льготы по налогам на прибыль. В общем, это даже немножко грубовато звучало. К сожалению, ну, так бизнес у нас устроен, что крупные компании, действительно могут диктовать свою волю, не побоюсь этого слова, даже государству. К сожалению, у нас это было так же, как и в любой другой стране. Потому что „Макдоналдс“ работает более чем в 100 странах мира. Но сейчас это российская компания».
По словам Гончарова, он будет только рад развитию этой популярной сети, но на общих со всеми основаниях, без возможности заходить к руководителям регионов и требовать
Рассказал Гончаров и о системе налогообложения. По словам предпринимателя, не только в ресторанной сфере, но и в других отраслях есть, как он считает, не до конца продуманный момент — скачок налогообложения с ростом бизнеса.
Михаил Гончаров: «В попытке способствовать развитию малого и среднего бизнеса были выработаны такие нормы налогов, которые позволяют стартовать хорошо и развиваться. Но как только вы подходите к планке, которая ограничивается МСП (малое и среднее предпринимательство. — прим. ред.), у вас происходит не просто увеличение налогов, оно такое скачкообразное. То есть один из рестораторов подсчитал, что у него 30 ресторанов, и уперся в этот потолок. Чтобы еще дальше прибыль увеличить, он должен бесплатно открыть 30 ресторанов. Бесплатно, имеется в виду без прибыли, так правильнее сказать. То есть вы, имея 30 ресторанов, еще 30 ресторанов должны взять в кредит, вложить деньги или прибыль, открыть 30 ресторанов, и ваша прибыль пойдет только на уплату дополнительных налогов. Ну, очевидно, что для предпринимателей это невозможно, это не работает».
По словам Гончарова, бизнесмены в таких ситуациях либо открывают альтернативную другую компанию и начнут хитрить с учредителями, чтобы это был так называемый параллельный бизнес, но ни в коем случае не будут расширяться в рамках одной компании.
Михаил Гончаров: «Этот момент нужно, конечно, корректировать. И это, к сожалению, во многих других сферах. Государство решило поддерживать МСП и не сгладило переходный режим от МСП к среднему и крупному бизнесу. У нас называют малый средний — МСП.
Рассказал Михаил Гончаров о технической стороне своего бизнеса, а именно о производстве российского оборудования для приготовления пищи.
Михаил Гончаров: «В сегменте быстрого питания мы не столкнулись с
Гончаров объяснил особенности плит для приготовления блинов.
Михаил Гончаров: «Когда вы выливаете холодное тело, плита резко остывает. Если у вас недостаточно мощная подпитка тэнами, то при упавшей, например, на 15 градусов температуре выпечка получится уже другая, блин будет белый, он не запечется. Тут очень важно, чтобы были специальные датчики, которые фиксируют малейшие изменения температуры поверхности, и подключали вот этот самый нагревательный тэн. Но если температуру перегреть, плюс 10 градусов, то блин сгорит. То есть это не такая простая задача, как кажется. Но простых задач вообще нет».
Китай и Индия теоретически могут способствовать расширению «Теремка», считает Михаил Гончаров.
Михаил Гончаров: «Индия и Китай — мощные экономики. Не все знают, но в крупных китайских городах зарплаты даже рядовых работников ресторанов составляют
По словам Гончарова,
Михаил Гончаров: «Мы просто на
Гончаров признался, что его заведения стараются покидать
Из Петербурга сайт НТВ.Ru ведет прямую трансляцию событий