Репортеры программы «НашПотребНадзор» выяснили, стоит ли переплачивать за сахар, каким отбеливателем его осветляют и правда ли в сахарном песке могут оказаться острые металлические хлопья.
Путь сахара начинается на свекловичном поле. В отличие от той, что растет в огородах, она желтоватая, вытянутая, большая, а самое главное — сахара в ней почти 20%. Это очень много: в обычной столовой свекле сахара может совсем не быть. Собрать урожай надо успеть, пока не наступили первые морозы, иначе корнеплоды, которые возвышаются над поверхностью земли, замерзнут. Лопатой тут, конечно, не намашешься: сахарные поля бороздят комбайны. Из тонны свеклы можно приготовить почти 200 килограммов сахара.
Кагат — это складируемые на длительное хранение запасы корнеплодов. Дело в том, что урожай подходит весь одновременно, а сахарный завод переработать весь этот объем не может. Он будет это делать несколько месяцев. И поэтому часть машин со свеклой отправляется прямиком на завод, а часть — на кагат.
Как только свекла попадает на завод, ей устраивают холодный душ, очищая от грязи, песка, остатков ботвы и соломы. А вот избавлять свеклу от кожуры никто не спешит. Оказывается, в ней тоже много сахара и нет ничего вредного. Поэтому прямо так она и отправляется на производство.
Затем мощные ножи превращают свеклу в стружку. Она напоминает картошку фри, только очень тонкую. Чем меньше кубик, тем больше из него удастся выдавить сока. А значит, и извлечь больше сахара. Сначала стружка попадает в ошпариватель, где заливается нагретым до 80 градусов свекловичным соком. Это позволяет «расширить» клетки сока настолько, что сахар сам начинает выходить наружу.
Затем стружка попадает в диффузионную колонну. По сути, это огромная соковыжималка, внутри которой находится гигантский шнек. Только внутрь еще и подается вода, которая «вымывает» сахарозу из свеклы. Внутри останется самое ценное — сладкий сок. Правда, выглядит он пока совсем не аппетитно, потому что внутри примеси аминокислот, золы, белков, но это уже совершенно безопасно можно пить.
Чтобы очистить сок, используется известняковый камень. Он загружается в обжигательную печь. Он поступает туда на вагонетках, смешивается внутри вместе с углем. И это позволяет раскочегарить температуру внутри до 1000 градусов. Такая адская температура расплавляет известняк и превращает его в молочко. Когда молоко добавляется в сок, то он быстро меняет цвет с серого на желтоватый. Это происходит и в агрегатах станции очистки.
Чтобы сделать раствор более прозрачным, в установку добавляется еще и углекислый газ, тот самый, который делает напитки газированными. В результате происходит химическая реакция, которая позволяет легко избавиться от осадка. Дальше сок сгущают, пока он не превратится в сахарный сироп, и отправляют в