Потребители западных товаров в России все чаще переходят на отечественные аналоги, которые по своему качеству не уступают, а порой даже превосходят иностранные образцы. Особое место здесь занимает шведский гигант IKEA. Значительную часть продукции для магазина, покинувшего отечественный рынок, выпускали в нашей стране, например, мебель, матрасы, постельное белье, даже фрикадельки. Удалось ли производителям перестроиться на новые рельсы и не потерять рынок?
Когда магазины IKEA закрылись, многие бросились искать в Интернете замену и с удивлением обнаружили, что, оказывается, очень многое для шведского гиганта производилось в России. На самом деле у компании было более 30 крупных поставщиков. Вопрос в том, смог ли российский бизнес в условиях потери стратегического партнера перестроиться. Один из старейших партнеров шведского ретейлера — компания, чья основная продукция товары для нашего здорового сна.
Александр Маненок, генеральный директор компании «Аскона»: «В сторону IKEA мы поставляли около 800 тысяч, 870 тысяч матрасов. Под это было выделено целое производство, оно на тот момент остановилось».
Прекращение сотрудничества обернулось потерями примерно в 10% от годовой выручки. Кажется, немного, но это очень крупная компания.
Александр Маненок: «У нас тысяча магазинов в России и СНГ, порядка 10 фабрик, 53 логистических склада. Выручка по прошлому году — порядка 50 миллиардов рублей».
Производственная линия, которая работала на шведов, сейчас загружена на 60%, но удалось сохранить большинство сотрудников. Потери компания наверстала главным образом благодаря
Михаил Куликов, генеральный директор фабрики «Ластра»: «IKEA, не желая этого, создала нам большую рекламу. То есть мы прогремели как бывшие поставщики IKEA. У нас первые месяцы телефон просто докрасна разогревался».
Предприятие в Нижегородской области производит бюджетную мебель: стеллажи, шкафы, кухонные модули. Им потеря стратегического партнера грозила катастрофой.
Михаил Куликов: «Практически мы лишились 50% заказов от общего числа».
Но просто взять и продавать напрямую ту же мебель компания не имеет права, поэтому немного изменили продукцию, зато рынок сбыта стал шире. Правда, выросла и цена.
Михаил Куликов: «За последние два года стоимость ЛДСП выросла. Если раньше мы делали этот стеллаж Brohult, когда квадратный метр плиты стоил грубо
Для справки: у IKEA в России четыре собственных завода, на которых производились миллионы квадратных метров ДСП и мебель. Многое, кстати, шло на экспорт в другие страны. На каждом заводе трудились несколько сотен сотрудников. Их будущее пока туманно. По последним данным, претенденты на покупку этого бизнеса есть.
Владимир Швец, руководитель направления лесопиления ассоциации «Лестех»: «Как компания, которую мы знали, не вернется уже в ближайшее время, в перспективе. Возможно, будет другая компания, выкупленная
Чего мы еще не увидим, так это фирменных фрикаделек по оригинальной рецептуре, которые на самом деле черкизовские. Предприятие еще год назад купило компанию — поставщика мясных полуфабрикатов.
Константин Кононов, член правления компании «Черкизово»: «До последнего момента, до марта месяца мы производили на нашей площадке в Ленинградской области и поставляли в IKEA мясные фрикадельки двух видов и сосиски для
Очевидно, что компания производит много других продуктов, но, как и в случае с матрасами, на сосиски и фрикадельки работала отдельная линия.
Константин Кононов: «Производство не останавливалось, потому что остальные клиенты, к счастью, никуда не делись, продолжали свою операционную деятельность, но для площадки это было болезненно. Честно говоря, после осознания того, что IKEA в ближайшем будущем не вернется, потому что никто не сказал, это будет на день, на неделю, на месяц, мы достаточно быстро мобилизовали все свои ресурсы».
Пожалуй, самая образцовая история мобилизации ресурсов произошла в Ивановской области. В городе Шуе находится большое текстильное производство, которое было официальным поставщиком IKEA. Здесь производились те самые знаменитые простынки на резинке и специфических размеров постельное белье. Казалось бы, потеря такого стратегического партнера для компании должна обернуться крахом, но оказалось, что это было толчком для ее дальнейшего развития.
Анна Богаделина, генеральный директор хлопчатобумажного комбината «Шуйские ситцы»: «Не было шока, было понимание, что нужно искать решение, нужно перестраиваться. Не бывает безвыходных ситуаций. IKEA занимала
Такой удар мог бы обрушить любой бизнес. День простоя — это убытки, расходы на лизинг, электричество, зарплаты. Подсказка пришла от покупателей — посыпался вал запросов на товары, которые непонятно где купить. Фабрика выпустила свою линейку постельного белья с небольшими изменениями.
Анна Богаделина: «Здесь нет авторских прав по структуре тканей. Цветовые решения — монотон, здесь тоже нет авторских прав. Даже оттенки не надо менять. Есть авторские права на
Горький опыт был учтен, компания нарастила свое присутствие в Интернете, расширила ассортимент, запустила коллаборации с модными дизайнерами и брендами.
Анна Богаделина: «Смотрите, если Yerrna мы сделали буквально за месяц, то на другие проекты требовалось не менее года. Совпадение. Выстрел».
Впрочем, выстрелили не все поставщики. Например, два завода по производству мягкой мебели остановлены до сих пор. Смогут ли они преодолеть этот кризис, неизвестно, во всяком случае их владельцы от комментариев отказались.