Издатели переживают за вид книг. В типографиях говорят, что европейские производители бумаги и красок ушли, их места заняли новые поставщики. Качество материалов снизилось, хотя цена на книги возросла.
Руководитель типографии, где в год выпускают 60 миллионов книг, рассказывает, что подобного резкого подорожания производства не было еще никогда. Работать в таких условиях раньше также не приходилось.
Алексей Оборин: «Европейской бумаги на рынке практически нет. Мы пытаемся замещать ее постепенно и китайскими производителями, есть небольшие поставки с азиатского рынка дополнительно, но это пока все очень нестабильно».
Павел Арсеньев, генеральный директор полиграфического комплекса: «Выросла стоимость доставки. И она выросла довольно существенно. Плюс наши азиатские партнеры не стесняются назначать цену».
Новых поставщиков бумаги и краски, пусть и на менее выгодных условиях, найти получилось, а с оборудованием — сложнее. На этом производстве, например, 9 из 10 машин — европейские. Их купили относительно недавно, они прослужат еще не один год. Но пока непонятно, что делать, если этим машинам потребуется ремонт, так как разбирать на запчасти их (так уже делают в авиации) не получится.
Павел Арсеньев: «У нас нету запасного самолета. У нас каждое оборудование
Сейчас книги здесь выпускают 7 дней в неделю 24 часа в сутки, поэтому книжного дефицита нет. Возросшие затраты на производство оплачивает покупатель.
Татьяна Коваленко, администратор книжного магазина: «[Покупатели] повышение цен замечают. Нам иногда высказывают, что … книги дороговаты».
Рост цен в нынешних условиях неминуем, считают сотрудники книжных магазинов. Производители и так пытаются всеми возможными способами снизить себестоимость.
Большинство читателей эту разницу, скорее всего, не заметят, так как содержание важнее формы, но исключения
В детской литературе на первом плане внешний вид книги: качество печати, оригинальность оформления, иллюстрации. От них зависят эмоции, поэтому экономить на этом точно не стоит, считают многодетные родители Николай и Елена.
Николай Булкин, отец троих детей: «Это очень важная часть детства для ребенка — наравне со скажем мультфильмами или с музыкой. И эта часть должна быть такой объемной, яркой, красивой».
Елена Булкина, мать троих детей: «Начинается с того, что ты ее открываешь, вот этот запах книги и атмосфера, когда читаешь и все это представляешь — электронная книга точно уступает».
Иметь в одном телефоне большую библиотеку удобно, но научить детей любить и ценить книги невозможно, если их не держать в руках.
Можно успешно совмещать и цифровые технологии, и классические форматы. В типографиях уверены, что печатная книга не умрет никогда, если выживут производства.
Павел Арсеньев: «У нас несколько человек мобилизовали. И мы насколько понимаем, мобилизация еще не закончена, поэтому мы не знаем, что в результате будет. Но уход от нас каждого человека, уход с производства — это большая проблема. Потому что квалифицированного печатника … это высококлассный специалист и учат их от девяти месяцев до года. У нас средний возраст 39 лет и у нас 20% работающих относятся к первой категории запаса, мужчины, и если их всех у нас забрать, то это будет очень большая проблема».
Руководство Российского книжного союза с просьбой о брони уже обратилось в Министерство промышленности и торговли. Заменить материалы и оборудование проще, чем заменить людей.