Один из крупнейших российских ретейлеров запустил пилотный проект фудшеринга. Это бесплатная передача нуждающимся продуктов с истекающим сроком годности. Раньше эта инициатива уже существовала на локальном уровне. Сейчас вместе с благотворительными фондами и некоммерческими организациями проект становится масштабнее. Однако здесь не обойтись без господдержки. Пока без нормативной базы и налоговых льгот предпринимателям выгоднее попросту выбрасывать излишки товара.
Фудшеринг — слово английское, явление — международное. В России оно развивается, но медленнее, чем хотелось бы, говорят в реабилитационном центре для бездомных в Москве. На продукты каждый месяц здесь тратят сотни тысяч рублей.
Лана Журкина, директор центра «Дом друзей»: «На 30 человек в месяц требуется 270 тысяч рублей, если мы рассчитываем по нормам, 300 рублей в день питание на человека. Мы обращались в рестораны, но всем ресторанам, всем кафе, всем магазинам выгоднее списать, нежели отдать».
Отдавая еду бесплатно, предприниматель платит такие же налоги, как если бы эти продукты у него купили за полную стоимость.
Александра Кумпан, исполнительный директор АНО «Фудшеринг»: «Получается такая парадоксальная ситуация — сейчас дешевле и проще выкидывать еду — дождаться, пока у нее истечет срок годности, и отправить ее на помойку».
Треть всех производимых в мире продуктов оказывается не на тарелках, а на свалках. Это приносит больше вреда экологии, чем, например, добыча нефти. В подмосковный комплекс переработки пищевых отходов привозят не меньше 800 тонн каждый день. Около 200 из них утилизировать невозможно. А значит, горы мусора будут гнить и выделять опасные газы. Фудшеринг полностью проблему, конечно, не решит, но уменьшить ее масштаб точно поможет.
В Министерстве промышленности и торговли заявили, что развитие программы фудшеринга в России поддерживают. Но нужны не просто слова, а конкретные действие. В первую очередь важно решить вопросы, связанные с налогообложением. А еще необходимо наладить логистику. Большие торговые сети уже начали эту работу и постепенно включаются в процесс.
Станислав Богданов, директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 GROUP: «В настоящее время мы отдаем хлебобулочные изделия. Дальше по результатам пилота мы будем смотреть, добавлять другие категории, например, крупы. Если бы возможно было внести изменения в законодательство, то это способствовало бы развитию фудшеринга, подключению новых игроков и увеличению объема той помощи, которую можно оказывать нуждающимся людям».
Фудшеринг в России начинался как частная инициатива, за несколько лет вырос в большое общественное движение и сейчас ему необходима поддержка на государственном уровне. Ведь если помогать будет проще, то и желающих помочь станет больше.