За разоблачение военных преступлений и работу журналиста 175 лет тюрьмы. Именно на такой срок Джулиана Ассанжа хотят посадить в США за разглашение тайн, в том числе, о расстрелах американскими солдатами мирных жителей в Ираке. Однако защита основателя WikiLeaks руки не опускает и решение Лондона об экстрадиции будет обжаловать.
Накануне
Самим Соединенным Штатам как государству немногим больше, 185 лет назад там собирали хлопок, истязали чернокожих и депортировали индейцев. Однако британские власти таким сроком не напуганы, не считают, что экстрадиция будет нарушать права человека, право на честный суд и свободу слова, но считают, что в США с Ассанжем будут обращаться справедливо и учитывать состояние его здоровья.
Здоровье Ассанжа таково, что у американцев мало надежды заставить его отсидеть хоть пятую часть этого строка. В Wikileaks сообщали, что за время заточения он страдал и от астмы, аритмии, гипертонии, депрессии с суицидальными мыслями. В 50 он перенес микроинсульт. Еще 3 года назад, после его появления в лондонском суде, 60 медиков из разных стран, ужаснувшись тем, как Ассанж выглядит, обратились к Прити Пател с просьбой перевести его из тюрьмы в больницу. Время терять нельзя, писали они.
Специальный докладчик ООН по пыткам, профессор Нильс Мельцер посетил Ассанжа в тюрьме Белмарш. Профессор Мельцер считает, что у него налицо все симптомы, типичные для лиц, долго подвергавшихся психологическим пыткам.
«Врачи за Ассанжа» писали и в Австралию. Ответа не было. Сейчас его болезни — причина переводить его не из тюрьмы в больницу, а не допустить перевода из английской тюрьмы в американскую. Медотвод от экстрадиции. Но есть у защиты, помимо здоровья, есть другой аргумент.
Стелла Ассанж, адвокат, жена Джулиана Ассанжа: «ЦРУ планировало похитить или отравить Джулиана, когда он находился в посольстве Эквадора. Это хорошо известно министру внутренних дел, но она все равно подписала разрешение на экстрадицию».
В Wikileaks заявили, что наступил «не конец борьбы, а только начало новой судебной баталии», и заявили о намерении обжаловать это решение. На апелляцию у команды 2 недели. Есть идея обратиться в ЕСПЧ, который только что заблокировал решение той же Прити Пател выслать беженцев из Британии в Руанду.
Дженнифер Робинсон, адвокат Джулиана Ассанжа: «Мы используем все доступные нам средства в рамках британской правовой системы и в конечном счете в Европейском суде по правам человека, чтобы собрать доказательства несправедливого с ним обращения».
На стороне защиты прецедент. В 2015 году британец Лаури Лав по обвинению во взломе сетей ФБР был вызван на нары в США. Его защита выиграла дело, утверждая, что Лав, вероятно, покончит с собой в американской тюрьме.
Лайри Лав, консультант по компьютерным системам безопасности: «Я прошел через этот ад, не ради того, чтобы спастись от того, чтобы меня похитили и заперли на 99 лет в стране, в которой я никогда и не был, но и чтобы установить прецедент, чтобы подобное никогда не случалось с
История человека по фамилии Лав — это тоже надежда друзей Ассанжа. Многие другие идеи остались в прошлом. Идеи врагов — его выкрасть. Идеи друзей — его вызволить. За почти 7 лет, что Ассанж провел в посольстве, у него были большие шансы бежать, чем теперь из английской тюрьмы или американской. Обсуждались и просачивались в прессу разные идеи: перевести его с дипломатической почтой, бежать по крышам до вертолетной площадки, переодеться в женское платье и слиться с толпой соседнего магазина Harrods. Но вопрос был не только как, но и куда бежать. Это должна быть страна, совершенно независимая от США, на которую США не могут давить. Таких стран очень мало, и это не Эквадор.
В апреле 2019 сменившееся правительство Эквадора уступило нажиму и разрешило, по сути, экстрадицию Ассанжа из неприкосновенного здания посольства ногами вперед. Это был первый его этап. Три года его, не террориста и не убийцу, продержали в Англии в тюрьме для террористов и убийц. В США его хотят продержать в 60 раз дольше за шпионаж. Шпионажем они считают, например, кадры расстрела американскими военными мирных жителей в Ираке. Эти кадры никогда больше не станут секретными, даже если они на 300 лет они посадят Ассанжа.