Джулиан Ассанж свободен. США сняли с основателя Wikileaks обвинения. В истории судебного преследования журналиста, начавшейся еще в 2010 году, поставлена точка. Этим утром юридически оформлена сделка с американским правосудием: Ассанж частично признал вину, в обмен прокуратура США отозвала свои претензии.
Заседание прошло на Марианских островах, это американская юрисдикция. Из здания суда журналист вышел, отказавшись от комментариев, сразу отправился в аэропорт и тут же вылетел на родину в Австралию. Оплатить перелет через полмира Ассанжу предстоит из своего кармана. Но какова реальная цена свободы?
Главный редактор WikiLeaks Кристинн Храфнссон рассказал The Guardian, что Ассанжа разбудили в английской тюрьме глубокой ночью, надели на него наручники и дали последний подзатыльник от лица британского истеблишмента, а именно поместили в тесный закуток в машине, где он просидел три часа по дороге в аэропорт Станстед. Основателя Wikileaks везли под конвоем из шести полицейских машин и вертолета, потому что боялись, что сбежит на пути к свободе.
В английском аэропорту журналиста без багажа посадили в частный самолет, который он не заказывал, для отправки на Северные Марианские острова. И снова подзатыльник: за аренду джета с Ассанжа потребовали полмиллиона долларов. У него, покинувшего тюрьму три часа назад, таких денег с собой не было, перелет оплатило правительство Австралии в долг. Wikileaks открыл сбор на его погашение. Редкая формулировка: благотворительный взнос на оплату частного самолета, а также на лечение. За день собрали больше половины суммы.
Хорошо, что англичане не потребовали с Ассанжа оплаты шести машин полицейского сопровождения и вертолета, компенсации за подорожавшее электричество в тюремной камере или за охрану посольства Эквадора в Лондоне, где он просидел с
Джон Шиптон, отец Джулиана Ассанжа: «Я надеюсь, что у него жизнь теперь будет поспокойнее, что он проведет хотя бы один год, чтобы снова научится просто ходить вдоль моря и играть со своими детьми».
Судебное заседание на принадлежащих США Марианских островах в Тихом океане американцы провели, поскольку сочли это место недалеким от Австралии. Недалеким — это как сказать, почти пять тысяч километров. Все относительно, как и 12 лет жизни в Англии взаперти против нескольких пожизненных сроков в США. А о том, что творится в американских тюрьмах, мир и узнал благодаря Ассанжу. Среди тысяч опубликованных Wikileaks документов о зверствах американских силовиков есть и доказательства пыток в их тюрьмах.
Чтобы не повторить судьбу героев своей журналистской работы и получить свободу, журналисту требовалось признать вину по одному пункту обвинения о заговоре с целью получения и раскрытия секретных документов национальной обороны США. Он признал вину.
Пять лет в английской тюрьме строгого режима Белмарш, где Ассанж содержался в одиночной камере два на три метра без обвинительного приговора, ему зачли. До вчерашнего дня Минюст США выдвигал обвинения по 18 статьям, по которым набегал срок заключения в 175 лет. И то, что статью оставили только одну и срок скостили в 35 раз, вызвало неудовольствие бывшего
Во время пятилетнего сидения в тюрьме Ассанж писал королю Карлу, просил навестить в одиночной камере. Карл, естественно, ни в какую тюрьму не поехал. Это и неприятно, там всякие террористы, и бессмысленно. О роли короля, как и роли местного парламента или исходящего премьера Риши Сунака в освобождении Ассанжа ничего не известно. Они не могли принять решения и выпустить его на свободу здесь. Решение принимали в США, британцам просто поручили его подержать в тюрьме.
В Британии круг общения Ассанжа был весьма однообразен, в основном адвокаты и охранники. Группа поддержки приходила к нему под окна посольства, затем под двери суда и ворота тюрьмы. Многие из сторонников — идейные борцы за свободу слова, они не считают, что в этой борьбе Ассанж одержал победу, так как журналиста прогнули и заставили каяться.
Воган Смит, основатель Frontline Club,
Но те, кто все эти годы кричал «Свободу Ассанжу», счастливы — свободу он сполна оплатил и получил благодаря глобальной кампании и поддержке, которые оказывали и уличные активисты с барабанами на шее, и ООН.