Коронавирус, который осложнил работу всей медицинской системы, практически лишил любой врачебной поддержки жителей отдаленных сел в Орловской области и вынудил прибегнуть к принципу «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Районные медики не против, но есть ли шанс вернуться к классической схеме?
Соцработник, бухгалтер, фермер, почтальон, кондитер и еще несколько жителей из трех сел объединились, чтобы стать народной скорой помощью друг другу. Такое решение приняли после смерти жительницы деревни Кукуевка, которая медицинскую помощь получила слишком поздно.
Сергей Юдин, вдовец: «Первый раз вызвал скорую в начале второго дня, мне ответили, что скорая в Орле, до 17:00 на постоянные звонки получал все тот же ответ, что скорая в Орле».
По словам Сергея, состояние жены ухудшалось с каждым часом, на помощь пришли соседи, вместе донесли Светлану до машины, за считаные минуты доставили в больницу, но и там пришлось долго ждать врача. Светлана Гришина умерла от инфаркта. Жители Кукуевки рассказывают, что проблема со скорой в районе не первый год.
Игорь Голубев, житель деревни Кукуевка: «То у них поломка, то бензина нет. Даже бывало, что я бензин свой давал, только приезжайте, дам бензин».
Зооинженер Игорь Голубев был среди тех, кто откликнулся на призыв помочь Светлане. Вот и сегодня могла повториться трагедия, единственная бригада скорой помощи на весь район отсутствовала 4 часа.
Местный житель: «Скорая в Орле»
Фельдшер: «Она в Орле постоянно действительно».
Местный житель: «Каждый день?»
Фельдшер: «Да, каждый день».
Местный житель: «А кто здесь?»
Фельдшер: «Я».
Фельдшер признается, что иногда скорой нет в районе почти целый день, когда госпитализирует тяжелых пациентов в областной центр, это за 70 километров, и ей остается только успокаивать и давать советы пациентам по телефону, просить доехать до больницы самостоятельно и выслушивать оскорбления за неоказание помощи.
Любовь Кошелева, фельдшер приемного покоя Хотынецкой ЦРБ: «Во время пандемии машины стоят в очереди. Позвонишь: вы где? Ответ: мы
Дежурный врач, которого, по словам близких умершей, пришлось долго ждать, отрицает свою вину, пытается убедить, что Светлану Гришину все равно бы не спасли и умерла она не от инфаркта, как написано в справке о смерти, а от коронавируса.
Михаил Петричев,
Главврач районной больницы говорит, что работать некому, дефицит кадров — 50%, всего 2 фельдшера скорой помощи на весь район. У больницы долг в размере 7 миллионов, средства на дополнительную бригаду неотложной помощи им не выделят. Согласно нормативам, 10 тысяч человек должна обслуживать одна бригада.
Юрий Бурцев, главный врач БУЗ Орловской области «Хотынецкая ЦРБ»: «Убираем лишние ставки, уменьшаем зарплаты. Конечно. Проверки, они вообще рекомендуют сократить и то, и то. Мы и так под сокращение на все пошли. Сейчас еще дежурных врачей сокращу, будет Хотынецкая амбулатория».
Следственный комитет и прокуратура разбираются в причинах трагедии, главврач намерен в суде доказывать, что медики в смерти жительницы Кукуевки не виноваты.
Юрий Бурцев: «Сами медики одни не справятся, если народ не будет осознавать, что надо за своим здоровьем следить — приходить к нам, мерить давление, выпивать таблетки, которые назначили, прививаться».
Заслуженный фельдшер из отдаленного села Булатово и рада бы получить плановую медицинскую помощь, но добраться до райцентра огромная проблема, уже 3 года как их лишили общественного транспорта.
Нина Новикова, жительница села Булатово: «В больницу съездить — 1000 рублей, только такси, больше не на чем. Попробуй больного доведи, не доведешь, и нести некому».
Нине Гавриловне первую медицинскую помощь часто оказывает почтальон. У жителей сел Льгов и Булатово надежда, прежде всего, на взаимовыручку.
Татьяна Афонина, социальный работник «А что делать? Ищем транспорт, нанимаем такси».
Зооинженер Голубев оставил свой телефон в диспетчерской скорой помощи, через него просит держать связь с жителями других сел, готовых на своих машинах доставить пациента в больницу или помочь оплатить расходы на бензин и такси. Пока в отряде добровольцев Хотынецкого района 9 человек. Активисты живут в Кукуевке. Жители хотят, чтобы о народной скорой взаимопомощи узнало как можно больше людей. Вместе решать проблему будет проще.