Приобрести новую машину в салоне, без дополнительного оборудования на десятки и даже сотни тысяч рублей почти нереально. Непременно придется заплатить за набор автомобилиста, коврики, защиту двигателя, а также дополнительные страховки, программы помощи на дорогах и услуги эвакуатора. Такие условия для покупки можно услышать в любом шоуруме.
Вместо того чтобы зарабатывать на обслуживании, как это делается во всем мире, дилеры беззастенчиво пользуются дефицитом новых машин и навязывают свои условия. Набор автомобилиста стоит 4810 рублей, комплект ковров в салон — 4809 рублей, защиту картера можно найти за 8 тысяч рублей. Но в салоне продают дополнительное оборудование пакетами на автомобиль, один из них вместе с коврами стоит 790 тысяч.
В Нижнем Новгороде Наталье Одиноковой продали «Ладу Весту» за 885 тысяч рублей, докрутив сверху почти 300 тысяч. Среди навязанных опций была электронная книга — справочник автомобилиста.
Наталья Одинокова, водитель: «Стоимость этого справочника, который размещен на сайте, 30 тысяч рублей. Самая дорогая книга, наверное, в моей жизни, которую ни разу не читали».
О том, что в общую сумму продавец вписал дорогую книжку и программу помощи на дорогах за 200 тысяч рублей, покупатели поняли только дома. В салоне договор как следует не прочитали.
Наталья Одинокова: «Документы были скреплены скрепкой. Перед нами просто пролистывали документы и говорили: подпишите здесь, подпишите здесь».
Говорили, что это договор типовой, это в подарок идет. В салоне заявили, что договор расторжению не подлежит. от дополнительных услуг уже не отказаться.
Сергей Петров из Екатеринбурга смог отвоевать у салона переплату. При покупке Kia Rio ему добавили к договору подписку на телефонные консультации юриста за 60 тысяч. И тоже не позволили найти этот пункт в документе.
Сергей Петров, автомобилист: «Дайте мне условия, а у меня рабочий день закончился. Все ваши условия у начальника, ждите, когда она вас примет. Ты подходишь в 21:30 к закрытию магазина, она предоставляет тебе договор. Они выдерживают до такого момента времени, чтобы ты уже и не смог ознакомиться».
Правильно составить претензию, а затем и документы в суд Сергею помогли в местном Роспотребнадзре. С такими делами они работают постоянно, ведь навязывание услуг незаконно и ущемляет права потребителей.
Татьяна Шулешова, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области: «Статья 16 закона запрещает включать в договор условия, ущемляющие права потребителя, включение договора с условиями, ущемляющими права потребителей, влечет наложение штрафа от 10 до 20 тысяч рублей».
В салонах рассказывают, что указанные цены — официальные прайсовые, эта цена представлена официальным производителем, а регламент запрещает прописать в бланке, что окончательная цена автомобиля с учетом дополнительного оборудования указана.
Пока спрос на машины сильно опережает предложение, продавцы продолжают пользоваться ситуацией. Купить машину, а потом вернуть оборудование, не получится, юридически покупатель согласился с опциями и оплатил их, но от навязанных книг, программ помощи и страховок отказаться можно.
Сергей Радько, юрист: «В течение 14 дней направить заявление об отказе. От навязанных услуг можно отказаться, но в этом случае нужно быть готовым к тому, что дилер может попробовать взыскать скидку, если предоставление скидки обуславливалось именно данными опциями».
Программа «Главная дорога» советует: если машину в салоне не продают без дополнительных опций, жалуйтесь в Роспотребнадзор, продавца оштрафуют, но это вряд ли заставит его отказаться от выгодных накруток. Внимательно читайте все договоры. При таком дефиците трудно найти дилера, не желающего извлечь максимальную выгоду.