Сирийский конфликт обрастает новыми подробностями: соседние страны могут вмешаться.
Сегодня в Палестине вновь заговорили о «варварских актах» и «преступлениях против человечности». Однако на сей раз адресатом гневных тирад был не Израиль, а соседняя Сирия, где военные обстреляли лагерь палестинских беженцев близ мятежного города Латакия.
Затяжной сирийский конфликт — столкновения армии и повстанцев длятся с марта — постепенно выходит за рамки одной страны. Палестина высказалась далеко не первой. Только за последние дни о своем возможном вмешательстве — не исключено, что и военном — заговорили Турция и Иран.
Павел Матвеев следит за сообщениями. Репортаж НТВ.
Операция сирийских военных в Латакии и вокруг нее за два дня унесла уже порядка 30 жизней мирных горожан — говорят повстанцы. Вооруженных бандитов — утверждают обратное власти. Город фактически в блокаде. Постоянно слышны выстрелы и разрывы снарядов. На улицах танки и прочая бронетехника. Всех, кто кажется подозрительным, арестовывают, отбирают паспорта, мобильники и свозят на стадион, где держат до выяснения.
Тех, кто пытается вырваться из города, не выпускают. Тех, кто пытается наоборот туда прорваться — останавливают. К лагерю беженцев, обстрел которого так возмутил палестинцев, тоже не дают подойти. Зато из него дают выйти. И палестинцы выходят, становясь беженцами в квадрате. Идут неизвестно куда и растворяются неизвестно где.
Крис Ганнесс, официальный представитель Организации ООН по оказанию помощи палестинским беженцам
Нетрудно догадаться, какую реакцию события вызвали в секторе Газа и на Западном берегу Иордана. Палестинская администрация выступила с заявлением, лексика которого возвращает во времена холодной войны — «варварский акт» и тому подобное.
Ахмед Ханун, секретарь ООП по делам беженцев (Рамалла, Палестина): «Палестинцы не должны быть вовлечены во внутренние проблемы Сирии. Палестинские беженцы стоят над сирийским конфликтом, они не имеют к нему никакого отношения».
Однако это всего лишь слова. Куда меньше похожи на простое сотрясание воздуха речи, долетающие до Дамаска с турецкого берега. По форме — примерно то же, но подтекст и контекст гораздо серьезнее.
Ахмет Давутоглу, министр иностранных дел Турции (Анкара, Турция): «Тому, что происходит в Латакии, нет оправдания. Это уже никак не внутреннее дело Сирии, потому что речь идет о правах человека. Мы вновь призываем сирийские власти немедленно и безо всяких условий прекратить военные операции против гражданского населения».
Далее ремарка, что это — «последнее слово» Анкары. Если Асад и компания не послушаются, Турция более разговаривать с ними не будет, а сразу перейдет к делу. В чем именно будут заключаться турецкие дела — не уточняется.
Сразу вспомнилось, что на прошлой неделе Турция объявила о мобилизации резервистов и перебросе в район сирийской границы дополнительных воинских подразделений. Официальная версия — стремление подготовиться к возможному наплыву беженцев от соседей. Многие — в том числе поддерживающий Асада Иран — увидели здесь подготовку к турецкому вторжению в Сирию.
Не на вторжение ли теперь намекает глава турецкого МИДа? Если так, то жди беды. Тот же Иран уже заявил, что тогда тоже вмешается. Давешние слова Асада «если вы хотите войны во всем регионе, вы ее получите» —