Мир еще не пережил первую волну пандемии, а ученые и эксперты уже спорят, кто нанесет по человечеству второй удар: новая атака коронавируса или же голод чуть ли не библейских масштабов? Насколько реальна эта угроза и не окажется ли она действительно страшнее пандемии?
Дэвид Бизли, исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН: «Если мы не будем готовиться и действовать сейчас, чтобы избежать нехватки средств и сбоев в торговле, через несколько месяцев мы можем столкнуться с голодом библейских масштабов».
Но какие должны были сложиться факторы, чтобы получился настолько апокалиптический прогноз?
Первый фактор весьма очевидный: многие потеряли работу и теперь стоят в очередях у банков продовольствия за бесплатными обедами.
Второй фактор голода — рост цен на продукты. Европейские фермеры лишились сезонных рабочих, которые помогали убирать урожай.
Юрген Буххольц, фермер (Германия): «Обычно у меня работает больше людей из Польши, но многих в Германию не пустили. Или же они сами побоялись, что им запретят здесь работать и отправят обратно. Нас меньше, и работать приходится больше. Мы теперь работаем гораздо больше».
Сначала ему помогали два румына, теперь — три поляка. Задача — собрать хотя бы половину овощей. Пропадающий на полях урожай взвинчивает цены.
Патрик Минфорд, макроэкономист, профессор прикладной экономики университета Кардиффа: «Государствам надо поскорее прекратить этот локдаун. То, что мы видим, — это ненормально. Надо быстрее убирать барьеры, чтобы экономическая активность могла возобновиться».
И отсюда вытекает третий фактор голода:
Четвертый фактор с пандемией уже не связан. В Европе количество осадков этим летом ожидается ниже нормы. Если сопоставить это с ростом температур, то высок риск засухи.