Рекламу еды узнаешь с первого кадра. Фрукты и выпечка сияют ярче елочных игрушек, а дымок от сосисок словно чувствуешь, и слюнки капают на пульт. От картинок с рекламных щитов и в меню тот же эффект. А ведь на самом деле эти лакомства глянцевая фальшивка. Чтобы яблоки или круассаны соблазнительно блестели, их щедро полили лаком для волос. Дымятся вовсе не котлеты, а замаскированные палочки с благовониями. Котлеты же вовсе не жарили, а подрумянили строительным феном.
Первая фейковая еда появилась в Японии. Сто лет назад Страна восходящего солнца сняла железный занавес на свой продовольственный рынок и японские повара начали готовить европейские блюда, которые местные жители поначалу даже представить себе не могли. Внесли ясность именно муляжи в витринах. К ним вскоре привыкли, и теперь в Японии к бутафорской еде относятся исключительно как к удобному способу выбрать обед.
На Западе бутафорскую еду тоже снимали без злого умысла. Пятьдесят лет назад телекамеры были проще, вкус и сочность натуральных продуктов разглядеть и передать они могли с трудом. И чтобы сделать блюдо аппетитным на фото и видео, приходилось идти на уловки.
Однако в последнее время маркетологи заигрались в подмену съедобного на несъедобное так сильно, что воссоздать в тарелке картинку из меню повар не может при всем желании, а клиент, в свою очередь, требует только такую.
Впрочем, есть такие продукты, рекламу которых невозможно сделать не мухлюя. Например, натуральный шоколад. Ведь он застывает всего за три минуты. Поэтому в роли дублера выступает специальная краска. Но так делают только мелкие бренды, объясняют маркетологи, крупные же заказывают дорогую компьютерную графику.
Максим Лебедев, художник оперативной графики: «Мы можем задать нужное нам направление потока, количество частиц, например, смешивание или всплеск. В случае с самым популярным шоколадом — молочным, иначе нельзя. Ведь в реальной жизни две струи молока и шоколада нельзя смешать».
Кстати, вместо молока рекламщики почти всегда подсовывают в кадр специальный клей. Потому что в натуральном молоке хлопья промокают, а ягоды тонут. И чтобы сделать снимок вкусного утреннего завтрака, хлопья и ягоды почти 40 минут укладывают в клей пинцетом. Сложно работать и с натуральным пломбиром. Поэтому он в рекламе или из маргарина, или из пластика. К тому же одна фотосессия для крупного бренда может длиться несколько дней по 12 часов. А под яркими софитами натуральные продукты моментально теряют свежесть, слипаются и оседают, как пена у настоящего пива. Бутафорская же пена делается из глицерина и шампуня — и держится намного дольше.
Так что теперь уже и не разобрать, кто у кого идет на поводу — мы у рекламщиков и их продуктовых боссов, погружающих нас в мир выдумок и фотошопа, или они у нас — капризных и требовательных, для которых важна яркая этикетка, а не реальный состав и свойства.