Китай захватывает мировые авторынки
Иностранные автопроизводители доминировали на китайском автомобильном рынке на протяжении десятилетий, продавая миллионы автомобилей и зарабатывая огромные прибыли. Эта золотая эра внезапно подошла к концу, пишет CNN.
Атлант расправил плечи
Стремительный рост китайских производителей электромобилей, таких как BYD и Xpeng, кардинально меняет крупнейший рынок легковых автомобилей на планете и оставляет крупнейших мировых автопроизводителей в проигрыше. Последним признаком серьезных проблем, с которыми сталкиваются традиционные автопроизводители, стало предупреждение Volkswagen о том, что компания впервые в своей истории может закрыть заводы в Германии в попытке сократить расходы.
Поставки немецкого автогиганта в Китай, единственный крупный рынок компании, за три года упали более чем на четверть — до 1,34 млн автомобилей в первой половине этого года. А в прошлом году компания уступила корону самого продаваемого автомобильного бренда в Китае бренду BYD, потеряв титул, который она удерживала по крайней мере с 2000 года.
Volkswagen, второй по величине автопроизводитель в мире после Toyota, не единственная компания, столкнувшаяся с проблемами. Ford и General Motors также входят в число компаний, чьи продажи и доля рынка в Китае падают, поскольку местные потребители отказываются от зарубежных брендов в пользу китайских. По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, доля иностранных автопроизводителей в продажах автомобилей в Китае снизилась за два года с 53% до 33%.
Прибыль зарубежных автопроизводителей в Китае также снижается. Доход от китайских совместных предприятий Toyota упал на 73% по сравнению с предыдущим годом. Совместные предприятия General Motors в Китае (их в стране 10) и вовсе сообщили о квартальных убытках в этом году: продажи американского автопроизводителя в Китае сократились вдвое с пикового значения более 4 миллионов единиц в 2017 году до 2,1 миллиона в 2023-м. Генеральный директор General Motors Мэри Барра говорит, что очень немногие сейчас зарабатывают деньги, но компании не могут терять деньги бесконечно. Она сравнивает ценовые войны, которые сейчас идут, с гонкой на выживание.
Жестокая и продолжительная война цен на электромобили в Китае уже поглотила несколько местных автопроизводителей. Иностранным автопроизводителям также пришлось реструктурировать свой бизнес или закрыть часть предприятий. В октябре японская Mitsubishi Motors объявила о прекращении производства автомобилей в Китае после нескольких лет снижения продаж. Honda, Hyundai и Ford также приняли радикальные меры, включая увольнения и закрытие заводов, чтобы сократить расходы.
«Славные времена… высоких темпов роста и огромных прибылей (в Китае) прошли, — говорит Майкл Данн, ветеран автомобильной промышленности и генеральный директор Dunne Insights, консалтинговой компании, специализирующейся на электромобилях. — Если вы представляете массовый бренд в Китае, ваши дни сочтены».
Электричество против бензина
Внезапная для мировых автопроизводителей перемена последовала за двумя десятилетиями непрерывного роста продаж и прибыли на китайском рынке. Volkswagen и GM, начавшие деятельность в стране еще раньше, получили еще больше финансовых выгод. Ощущение того, что хорошие времена никогда не закончатся, было настолько сильным, что, по словам Данна, один руководитель автомобильной компании шутил: «Мы здесь делаем больше денег, чем Бог».
Даже после того, как с середины 2010-х годов китайское правительство начало вкладывать деньги в местных производителей электромобилей и аккумуляторов в рамках стратегии Си Цзиньпина «Сделано в Китае — 2025», иностранные автопроизводители продолжали наращивать долю рынка. Китайские потребители по-прежнему предпочитали обычные автомобили известных брендов. По словам аналитиков, все изменилось с появлением Tesla. Первая китайская Tesla Model 3 сошла с конвейера в Шанхае в декабре 2019 года. «За одну ночь, как будто произошло чудо, — сказал Данн, описывая это как „монументальный“ поворотный момент. — Производство Tesla Model 3 в Шанхае изменило взгляд потребителей на электромобили. Теперь они стали крутыми».
По словам Данна, Tesla оказала влияние на стратегию китайских производителей электромобилей, таких как BYD, Neo и Li Auto, которые на протяжении нескольких лет постоянно совершенствовали свои электромобили и были готовы извлечь выгоду из внезапного всплеска спроса.
Международное энергетическое агентство прогнозирует, что продажи электромобилей и подключаемых гибридных автомобилей в Китае в этом году достигнут 10 миллионов, что составит почти половину продаж автомобилей в стране. Для сравнения: еще 4 года назад таких машин продавали в 10 раз меньше.
Смена поколений также пошла на пользу китайским брендам. «В 1990-х и 2000-х годах большую часть автомобилей покупали родители, и они не доверяли ни одному из китайских брендов», — поясняет Ту Ле, управляющий директор консалтинговой фирмы Sino Auto Insights. «Сейчас рынок — это их дети. Они выросли, покупая вещи на Alibaba, покупая вещи на JD.com, используя WeChat, поэтому мысль о покупке китайского бренда не имеет для них такого негативного оттенка», — сказал он CNN.
Известные автопроизводители были застигнуты врасплох резким переходом на электромобили в Китае. Ковидные времена только усугубили ситуацию: спустя несколько месяцев после того, как Tesla подстегнула спрос на электромобили, Китай вступил в многомесячный карантин из-за коронавируса. Руководители автопрома не могли каждый год посещать Китай, чтобы своими глазами увидеть, что там происходит. Когда они наконец осознали, насколько сильно отстали их компании во всем — от программного обеспечения для транспортных средств и скорости производства до технологий аккумуляторов и контроля над цепочками поставок, имеющих решающее значение для производства электромобилей, — было уже слишком поздно восстанавливать утраченные позиции.
В прошлом году BYD реализовала рекордные 3,02 миллиона автомобилей, включая гибриды, по всему миру, что на 62% больше, чем в 2022 году. Для сравнения: Volkswagen поставил 1,02 миллиона электромобилей и подключаемых гибридов, а Tesla, которая производит только полностью электрические автомобили, — 1,8 миллиона.
«Мировые автопроизводители были застигнуты врасплох электромобилями, убаюканные годами побед в продажах автомобилей с бензиновым двигателем, — считает Данн. — Почти каждый некитайский бренд испытывает потрясение, наблюдая, как исчезает его доля на рынке».
Новый мировой автоцентр
Китайские производители электромобилей не довольствуются успехом только на родине. Экспорт легковых автомобилей из страны стремительно растет: в прошлом году он подскочил более чем на 60% по сравнению с предыдущим годом и превысил 4 миллиона. По некоторым показателям, это сделало Китай крупнейшим в мире экспортером автомобилей, страна опередила Японию и Германию. По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, более четверти этого экспорта приходилось на электромобили.
Аналитики швейцарского банка UBS считают, что к 2030 году доля китайских автопроизводителей на мировом рынке электромобилей может удвоиться и составить примерно треть, при этом наибольшую потерю доли рынка понесут европейские компании.
Угроза, которая угрожает знаменитой автомобильной промышленности Европы и Северной Америки, вызвала волну повышения пошлин на электромобили китайского производства. Но неясно, будет ли достаточно более высоких импортных пошлин, чтобы остановить натиск.
Возвращаясь к Китаю — рынку, который слишком велик, чтобы его полностью покинуть, и который быстро становится мировым центром производства и экспорта электромобилей, — мировые автопроизводители все больше полагаются на местные партнерства. В прошлом году Volkswagen купил 5% акций Xpeng за 700 миллионов долларов и договорился о стратегическом партнерстве для совместной разработки транспортных средств в попытке обратить вспять падение продаж в Китае. Несколько месяцев спустя компания Stellantis, производящая автомобили Citroen, Fiat и Peugeot, купила 20% акций китайского производителя электромобилей Leapmotor за 1,7 млрд долларов. Начиная с этого месяца Stellantis начнет продавать автомобили Leapmotor в девяти европейских странах, что подчеркивает растущее влияние китайских брендов электромобилей на зарубежных рынках.
В то же время и китайские автопроизводители быстро расширяют свое глобальное присутствие, а BYD планирует, кроме прочих стран, открыть заводы в Таиланде и Венгрии. Компания также покупает своего немецкого дистрибьютора Hedin Electric, поскольку собирается масштабировать бизнес в Европе.
«Пока все до сих пор пытаются решить, куда двигаться дальше и как нам конкурировать с китайцами, Китай стал новым центром мировой автомобильной промышленности», — констатирует Данн.
Читайте также
СТАТЬЯ
Не ждут, а готовятся: случится ли на Украине блэкаут
СТАТЬЯ
Трамп выиграл. Украине приготовиться!
СТАТЬЯ
США после выборов: предчувствие гражданской войны?
СТАТЬЯ
Выборы президента США — чего стоит ждать мировой экономике?
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Харрис
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Трамп
СТАТЬЯ
Западные СМИ о выборах в Грузии: Тбилиси отдаляется от Запада
СТАТЬЯ
Изоляция провалилась: саммит БРИКС глазами западной прессы
СТАТЬЯ
Выборы в Молдавии: западные интересы, «рука Москвы» и расколотое общество
СТАТЬЯ
Станет ли убийство Синвара концом ХАМАС
СТАТЬЯ
Это другое: почему США по-разному относятся к конфликтам Израиля и Украины
СТАТЬЯ
Идеальный шторм: «Милтон» сеет хаос на американской предвыборной поляне