Дивный новый путь: по следам караванов
Китай проводит форум «Один пояс один путь», посвященный возрождению Великого Шёлкового пути. В Пекин съезжаются лидеры более 20 государств. Участниками трансъевразийского торгового коридора уже готовы стать Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан и Россия.
Русский интерес
Для России «Пояс и путь» интересен не только торговлей. Появление такого транспортного коридора приведет к развитию логистики, новым трассам, портам и железным дорогам.
Россия станет связующим звеном между Азией и Европой, через которое пойдут грузы от Атлантики до Тихого океана.
В новый Шёлковый путь могут быть вписаны возможности БАМа и Транссиба, мощности Дальневосточного порта. Сибирь и Дальний Восток получат новые пути сообщения и каналы сбыта.
Обсуждается проект высокоскоростной железнодорожной магистрали из Москвы в Пекин. В ближайшее время можно ожидать появления шоссе из Белоруссии и Смоленской области к Оренбургской, которая замкнет уже построенную дорогу из Казахстана в Синьцзян-Уйгурский автономный район.
Более 40% импорта по итогам прошлого года в Россию поступает из Китая. Этому способствовали и осложнившиеся отношения с Западом, и план глобального разворота на Восток.
По данным Главного таможенного управления КНР, в основном из Китая в Россию везут технику, обувь и товары широкого потребления. В начале 2023 года по предварительным данным статистики Китай впервые в истории вышел на первое место в мире по экспорту автомобилей, во многом за счет резкого увеличения поставок в Россию.
За первую половину 2023 года в Россию завезли почти 23 тысячи грузовых автомобилей, более 6 млн смартфонов, 1,3 млн компьютеров, 215 тысяч микропроцессоров.
Из России в Китай в основном экспортируют топливо и полезные ископаемые. По данным китайской таможенной статистики, российская нефть для КНР на несколько долларов за баррель дешевле нефти из других стран ОПЕК+.
Китайский интерес
Проект нового Шёлкового пути охватывает более 70 стран, 63% населения мира и 40% мирового валового внутреннего продукта.
В первую очередь новый Шёлковый путь сократит сроки доставки. Грузы по морю будут поступать в 4–6 раз быстрее — за 10–13 суток вместо 45–60.
Для хорошо отлаженных производств Китая нужны новые рынки в Европе, Африке и на Дальнем Востоке. Быстрые и массовые поставки позволят Пекину серьезно укрепить свои позиции в новых нишах.
Высокоскоростных железных дорог в Китае больше, чем у вместе взятых Японии и Европы. Паутина из шпал и рельсов растекается по стране на 155 тысяч километров. Сеть уже требует выхода за границы Китая.
Китайцы готовы строить железную дорогу даже в Африке: в конце 2014 года был заключён контракт на 12 млрд долларов на строительство железнодорожной магистрали вдоль побережья Нигерии.
Кроме того, Китай хорошо известен во всем мире своей стратегией «мягкой силы», а появление новых, лояльных к главному поставщику предприятий только укрепит его позиции в борьбе за глобальное и региональное лидерство. Новый торговый путь станет воротами для китайской культуры, несущей для КНР не только экономическую выгоду.
Как всё начиналось
О восстановлении Великого Шёлкового пути в Китае задумались в конце ХХ века. Страна столкнулась с перепроизводством: товары оставались лежать на прилавках, цены падали, рынку требовался новый потребитель. Его нашли на Западе благодаря политике «открытых дверей». По данным Всемирного банка, в 1976 году Китай продавал за границу товаров на 6,9 млрд долларов, а спустя 20 лет экспорт вырос в 26 раз — до 154,8 млрд.
Для быстрой отправки товаров с востока на запад требовались новые дороги. В 1990 году началась прокладка Транскитайской магистрали от портов на побережье Жёлтого моря до границы с Казахстаном. Дорогу строили 14 лет, но в результате она ускорила доставку почти в семь раз — вместо двух недель пересечь страну с востока на запад теперь можно всего за пару дней.
По суше и воде
Инициатива «Новый Шёлковый путь» появилась в 2013 году, впоследствии ее переименовали в «Один пояс — один путь». Три года спустя название сократили, посчитав что повторение слова «один» может ввести в заблуждение. Сегодня проект нового Шёлкового пути называется «Пояс и путь», причем «пояс» — относится к сухопутным транспортным коридорам, а «путь» отсылает к морским путям.
Сухопутный маршрут состоит из трех коридоров:
• Северного — через Казахстан, Россию и Белоруссию,
• Центрального — через Центральную Азию и Ближний Восток,
• Южного — через Юго-Восточную и Южную Азию.
Маршрут по морю начинается в Южно-Китайском море, через Индийский океан ведет в Красное море и через Суэцкий канал — в Средиземное.
История Пути
Во II веке до нашей эры Великий Шёлковый путь начинался в Сиане (столице Китая на тот момент) и заканчивался в сирийском Дамаске, древнейшей столице мира.
Через Осетию путники из далеких стран пробирались по горным тропам в Грузию и в Причерноморье. Здесь до сих пор можно найти селения, где ночевали караванщики, и пещеры, в которых укрывались обозы. В горных районах Северного Кавказа вдоль торговых маршрутов монахи-миссионеры возводили монастыри, которые быстро обрастали поселениями. Караванщикам были нужны такие опорные пункты, защищенные крепостными стенами.
Шёлк, который так ценился западными и средиземноморскими государствами, Китай обменивал на нефрит и арабских скакунов. По Шёлковому пути везли золото, чай, рис, шерстяные ткани и лен, слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности, украшения из керамики и железа, оружие из бронзы, глазурь и корицу, зеркала. Доставка могла занимать от полугода до нескольких лет.
Вместе с богатствами караванов торговцы везли знания, искусство и религию своих стран. Культуры народностей Кавказа, Средней Азии и Китая сформировалась в том числе благодаря путешественникам, торговцам, ученым, миссионерам и паломникам Великого Шёлкового пути.
До XV века маршрут еще функционировал, пока Османская империя не захватила Средиземноморье. Торговля по суше с Востоком для европейских купцов была уже не так доступна, и они переключились на морские пути.
Сухопутные коридоры древнейшего караванного пути, которые связывали Китай, Центральную и Западную Азию, Ближний Восток и Европу, снова оживут благодаря проекту «Пояс и путь». Там, где раньше ходили караваны, теперь пройдут железнодорожные составы и проедут автомобили. Путь станет быстрее и шире, опоясав планету по суше и воде.
Читайте также
СТАТЬЯ
Не ждут, а готовятся: случится ли на Украине блэкаут
СТАТЬЯ
Трамп выиграл. Украине приготовиться!
СТАТЬЯ
США после выборов: предчувствие гражданской войны?
СТАТЬЯ
Выборы президента США — чего стоит ждать мировой экономике?
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Харрис
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Трамп
СТАТЬЯ
Западные СМИ о выборах в Грузии: Тбилиси отдаляется от Запада
СТАТЬЯ
Изоляция провалилась: саммит БРИКС глазами западной прессы
СТАТЬЯ
Выборы в Молдавии: западные интересы, «рука Москвы» и расколотое общество
СТАТЬЯ
Станет ли убийство Синвара концом ХАМАС
СТАТЬЯ
Это другое: почему США по-разному относятся к конфликтам Израиля и Украины
СТАТЬЯ
Идеальный шторм: «Милтон» сеет хаос на американской предвыборной поляне