Электросамокаты в городе: катаемся по новым правилам и без штрафов
После зимнего перерыва в Москву вернулись электросамокатчики. Для них теперь действуют новые правила. Рассказываем, как проехать с ветерком по столичным улицам и не получить за это штраф.
Новый правовой статус
В России действуют новые правила дорожного движения (ПДД) для средств индивидуальной мобильности (СИМ). К ним относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и другие устройства. Главное нововведение — все они получили правовой статус. Раньше человек на электросамокате считался пешеходом и правила безопасности для него были простой рекомендацией. Теперь за их нарушение придется отвечать по закону.
Важное уточнение: новый статус СИМ не затрагивает самокаты без двигателя, обыкновенные скейтборды и ролики. При этом изменение статуса электросамокатов не означает, что для пользования ими нужен паспорт.
Какие появились ограничения и штрафы?
Новые ПДД ввели максимальную разрешенную скорость управления СИМ. Теперь на электросамокате в городе нельзя ездить быстрее 25 км/ч. В жилых и велосипедных зонах, а также на дворовых территориях предельная скорость еще ниже — 20 км/ч. При этом на самокатах сервисов аренды разогнаться свыше 25 км/ч не позволит встроенный ограничитель скорости. Более того, в «медленных зонах» (участки в парках, скверах и на оживленных улицах) скорость автоматически упадет до 5–15 км/ч. А вот водителям личных самокатов по-прежнему нужно самим следить за скоростью.
На электросамокате теперь нельзя кататься вдвоем. Это транспортное средство рассчитано только на одного человека — водителя. Везти пассажира неудобно, а значит, небезопасно.
Ездить на электросамокате теперь можно только в трезвом виде. Алкоголь замедляет реакцию, а управление любым транспортом, в том числе СИМ, требует концентрации на дороге.
Если не соблюдать новые правила, есть риск получить административный штраф. За превышение скорости и езду вдвоем накажут на 800 руб., а за пьяную езду — на 1–1,5 тыс. руб. Электросамокатчика, который по неосторожности собьет пешехода и нанесет его здоровью вред легкой или средней тяжести, оштрафуют на 1–1,5 тыс. руб.
Где можно кататься?
Дети младше 7 лет могут ездить на электросамокате по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов) и в пределах пешеходных зон строго в сопровождении взрослых. Ребятам от 7 до 14 лет разрешено кататься там же, но уже без опекунов. Все водители старше 14 лет имеют право передвигаться на СИМ по велоинфраструктуре, пешеходным зонам, обочине, выделенкам для городского транспорта и правому краю проезжей части, на которой скорость ограничена 60 км/ч. Подчеркивается, что при движении СИМ по пешеходным дорожкам и тротуарам приоритет у пешеходов.
На электросамокатах нельзя ездить на магистралях, так как там скорость значительно выше 60 км/ч. Автомобилисты могут попросту не заметить электросамокатчика, а травмы от столкновения на таких скоростях зачастую приводят к гибели. Кроме того, за создание препятствий транспортным средствам могут выписать штраф 1 тыс. руб.
Водителям электросамокатов нельзя переезжать пешеходные переходы — разрешено только спешиваться и переходить. В противном случае оштрафуют на 800 руб.
Также проезд для СИМ закрыт в местах, где есть соответствующий знак №3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено».
Нововведения позволят избежать трагедий на дорогах с участием электротранспорта, уверены столичные власти.
Дептранс Москвы: «Новые правила установят приоритетность движения на дороге, введут ограничение скорости при движении по городу и позволят администрировать СИМ. Мы сможем сделать этот вид транспорта более комфортным и безопасным для всех — автомобилистов, водителей СИМ, пешеходов. Столкновений и ДТП с СИМ станет меньше».
Нужна ли страховка и что делать при ДТП?
Если это личный электросамокат, то оформлять страхование необязательно. Когда самокат принадлежит сервису и его берут напрокат, на время поездки действует базовая страховка. Агрегатор сам компенсирует ущерб пострадавшему в случае аварии. Однако защиту можно расширить, включив в нее страхование жизни, здоровья и имущества водителя.
Электросамокатчиков-лихачей будут отлавливать инспекторы ГАИ. Они вправе остановить нарушителя и выписать ему штраф. Ожидается также, что следить за водителями СИМ будут с помощью нейросетей. Такой метод уже тестируют на некоторых магистральных дорогах.
В случае ДТП, если есть травмы, нужно в первую очередь вызвать скорую по номеру 103. С пострадавшим можно попытаться урегулировать конфликт. Если не получается, придется вызывать сотрудников Госавтоинспекции (102).
Если самокат арендованный, рекомендуется обратиться в службу поддержки сервиса — там помогут скоординироваться на месте. А вызвав инспекторов ГАИ, нужно их дождаться, иначе оставление места аварии может стать отягчающим обстоятельством, если пострадавший обратится в суд. Когда полицейские приедут, надо рассказать, что случилось. Сотрудник составит протокол и отдаст на подпись. Также следует получить медицинское заключение о травмах, если они были (может пригодиться в суде).
Что еще нужно знать?
Характеристики электросамокатов должны отвечать определенным требованиям в конкретных ситуациях. Например, при движении по правому краю проезжей части, где скорость ограничена 60 км/ч, можно ехать только на СИМ с тормозами, звуковым сигналом, световозвращателями, фарой белого цвета. При этом двигаться нужно строго по ходу движения других транспортных средств в один ряд. Обгонять или объезжать их с левой стороны нельзя.
При движении ночью, в тоннелях или в условиях недостаточной видимости на СИМ должны быть включены передние фары и задний фонарь. На водителе должна быть одежда со световозвращающими элементами.
«Медленные зоны» и арендный парк в Москве
Сегодня в Москве 190 «медленных зон» для езды на СИМ, причем 50 из них расположены в жилых кварталах. Власти обещают вскоре увеличивать количество таких зон.
Всего на улицах Москвы для аренды доступно около 40 тыс. электросамокатов, планируется довести это число до 60 тыс. Кроме того, в городе установили свыше 6 тыс. парковок электросамокатов и хотят организовать еще 9 тыс., причем не столько в центре, сколько в других районах Москвы, где строят новые станции метро, ЖК и набережные.
Читайте также
СТАТЬЯ
Биткоин за $100 тысяч. Как так получилось?
СТАТЬЯ
Это катастрофа: почему питьевая вода становится роскошью
СТАТЬЯ
«Орешник» не дает покоя мировым СМИ
СТАТЬЯ
Не ждут, а готовятся: случится ли на Украине блэкаут
СТАТЬЯ
Трамп выиграл. Украине приготовиться!
СТАТЬЯ
США после выборов: предчувствие гражданской войны?
СТАТЬЯ
Выборы президента США — чего стоит ждать мировой экономике?
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Харрис
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Трамп
СТАТЬЯ
Западные СМИ о выборах в Грузии: Тбилиси отдаляется от Запада
СТАТЬЯ
Изоляция провалилась: саммит БРИКС глазами западной прессы
СТАТЬЯ
Выборы в Молдавии: западные интересы, «рука Москвы» и расколотое общество