Народные предприятия
В этом видео:
Форма и содержание. На минувшей неделе определилось наше место в мировом рейтинге по регистрации предприятий. Россия
ЖЕНЩИНА: А, да, да, табельный номер на каске был записан, да. *** КОР: Зав производством Королева сообщает о нововведениях в столовой. Раньше рабочие на кассе называли фамилию и табельный заводской номер, а сейчас, при помощи электронных карточек, процесс получения подноса с едой занимает секунды. В конце месяца экономисты подсчитают общую сумму и вычтут из зарплаты. Все цены, словно из позднего СССР. «Рассольник ленинградский 2 7 рублей 10 копеек, пирожки домашние с капустой 2 рубля. Чай с лимоном за рубль, 12. Модернизацию, как и многое другое, придумал, бессменный с
ГЕОРГИЙ ЗАДИРАКА (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАРОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ „ЗНАМЯ“»): Любое свое
*** КОР: Вся территория завода в ярких плакатах с жесткими формулировками. Мимо спешат рабочие. У них обязательное, это приказ директора, просмотр патриотического фильма в заводском кинозале. Кажется, что народное предприятие «Знамя» на севере Свердловской области крепко застряло в периоде развитого социализма. Попасть сюда не просто, это их собственный мирок и чужие здесь не ходят. На КПП дежурят женщины отработавшие в цехах по 30 лет.
ТАТЬЯНА МАЛЫШЕВА (КОНТРОЛЕР
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Или после банкета.
ТАТЬЯНА МАЛЫШЕВА (КОНТРОЛЕР
ГАЛИНА ГЛАЗКОВА (НАЧАЛЬНИК
КОР: Машинист Кулаков в свои выходные штукатурил и красил потолки в котельной и получил от коллектива денежную премию. Ну и на основном своем, на линии по выпуска шифера халтурить просто не может.
АНДРЕЙ КУЛАКОВ (МАШИНИСТ
ГЕОРГИЙ ЗАДИРАКА (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАРОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ЗНАМЯ»): Бывают случаи, когда приходят ребята и говорят, там, заказываем
НАТАЛЬЯ САМБУРОВА (КОНТРОЛЕР СТОРОЖЕВОЙ СЛУЖБЫ ЗАВОДА): Чоповцы тут были. Ну и были…
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Чоповцы?
НАТАЛЬЯ САМБУРОВА (КОНТРОЛЕР СТОРОЖЕВОЙ СЛУЖБЫ ЗАВОДА): Ну да, были тут моменты воровства. И сейчас в
КОР: Дивиденды по акциям в этом году вышли крохотные примерно 2 рубля на одну акцию. Просто на собрании решили: важнее модернизировать еще одну линию по прокатке шифера и на прежнем уровне сохранить так называемую социалку: кроме сеансов массажа бесплатно два раза в год в заводском здравпункте, бесплатных лекарств и материальной помощи заболевшим, даются беспроцентные ссуды ежегодно каждому акционеру. Например, на покупку гаража или ремонт квартиры. *** КОР: С такой формой собственности в России несколько десятков предприятий. Любопытно, что в период экономического кризиса они все остались на плаву. Тонут народные предприятия совсем по другим причинам. По закону сотрудник предприятия имеет право продавать свои акции только внутри коллектива при выходе на пенсию его акции остаются на заводе. Кажется, что все это 100% защита от рейдерского захвата предприятия, но за последние годы из 150 народных предприятий в стране осталось менее 40.
ГЕОРГИЙ ЗАДИРАКА (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАРОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ЗНАМЯ»): Если предприятие плохое, то там никто и не зарится, это же понятно. А как только хорошее всегда охотников почему на народное предприятие очень часто нападение на все. В Волгограде, там вообще, так сказать, чуть не боевые действия были. В Новосибирской области, там целая война шла с бандитами. А потому что лакомый кусочек. *** КОР: Получается, что хоть предприятия и называются народными, но проблемы их выживаемости в большей части зависит от честности и прозорливости директората. И здесь неминуемо возникает проблема преемственности.
Рано или поздно ваш царь и бог уйдет. И что …………. предприятия?
ЖЕНЩИНА1: Мы не знаем.
(сюжет)
КОР: В любом законе всегда найдутся бреши. На работников и директорат сгинувших народных предприятий давили и морально, и физически. Акции забирали через процедуру дарения. Правда предлагая за это акционерам большие деньги. Или, например, через банкротство за невозврат кредитов. Например, в Архангельске на народном предприятии по выпечке хлеба именно поэтому от любой финансовой помощи со стороны отказываются категорически.
СЕРГЕЙ ПОДКОЛЗИН (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА НАРОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХЛЕБ»): Я вам хочу сказать, мы не нуждаемся не в кредитах, ни в государственной помощи, ни в государственной поддержке. Ни в чем мы не нуждаемся. *** КОР: Сергей Подколзин долгие годы руководил народным предприятие и одновременно в прямом и переносном смысле растил себе смену. Его дочь Лариса работала простым пекарем, потом прошла все ступеньки заводской карьеры. И недавно на общем собрании почти единогласно «за» 98% ее избрали новым генеральным директором и теперь она объясняет рабочим почему необходимо в первую очередь вкладывать в модернизацию и социальную сферу.
ЛАРИСА ЛОЗОВСКАЯ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАРОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХЛЕБ»): Вы знаете, наверное с любым человеком нужно говорить и разъяснять ему это. Вам будет тяжело допустим даже выстоять смену, у вас не будет таких раздевалок, у вас не будет допустим тех льгот, которые вы имеете, у вас будет просто заработная плата. Но вы же знаете, что это заработная плата, она
ОЛЬГА ТКАЧЕНКО (НАЧАЛЬНИК ПРОИЗВОДСТВА):
ЖЕНЩИНА: ГАЛИНА ГЛАЗКОВА (НАЧАЛЬНИК
КОР: Машинист Кулаков в свои выходные штукатурил и красил потолки в котельной и получил от коллектива денежную премию. Ну, и на основном своем, на линии по выпуску шифера халтурить просто не может.
АНДРЕЙ КУЛАКОВ (МАШИНИСТ
КОР: По закону в народном предприятии не менее 70 процентов акций принадлежит рабочим, не менее 90 процентов сотрудников обязательно акционеры. И у каждого на руках не более 5 процентов акций. Все вопросы решаются на общих собраниях. При таком раскладе воровать руководству сложно. Здесь же, в городке Сухой Лог на соседнем цементном заводе за 5 лет тамошний собственник сменил 6 директоров, а Георгий Задирака в своем кресле руководителя шиферного предприятия уже 26 лет. Его хозяева ведь не в Москве и не в Германии живут, а тут, совсем рядом, и это его рабочие. Они знают, а он и не скрывает, что заманчивое предложение об откатах от заезжих гостей не редкость.
ГЕОРГИЙ ЗАДИРАКА (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАРОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ЗНАМЯ»): Бывают случаи, когда приходят ребята и говорят, там, заказываем
КОР: И не зря на заводе отказались от услуг частного охранного предприятия.
НАТАЛЬЯ САМБУРОВА (КОНТРОЛЕР СТОРОЖЕВОЙ СЛУЖБЫ ЗАВОДА): ЧОПовцы тут были. Ну и были…
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: ЧОПовцы?
НАТАЛЬЯ САМБУРОВА (КОНТРОЛЕР СТОРОЖЕВОЙ СЛУЖБЫ ЗАВОДА): Ну да, были тут моменты воровства. И сейчас, в
КОР: Дивиденды по акциям в этом году вышли крохотные примерно 2 рубля на одну акцию. Просто на собрании решили: важнее модернизировать еще одну линию по прокатке шифера и на прежнем уровне сохранить так называемую социалку: кроме сеансов массажа бесплатно два раза в год в заводском здравпункте, бесплатных лекарств и материальной помощи заболевшим, даются беспроцентные ссуды ежегодно каждому акционеру. Например, на покупку гаража или ремонт квартиры. С такой формой собственности в России несколько десятков предприятий. Любопытно, что в период экономического кризиса они все остались на плаву. Тонут народные предприятия совсем по другим причинам. По закону сотрудник предприятия имеет право продавать свои акции только внутри коллектива при выходе на пенсию его акции остаются на заводе. Кажется, что все это 100% защита от рейдерского захвата предприятия, но за последние годы из 150 народных предприятий в стране осталось менее 40.
ГЕОРГИЙ ЗАДИРАКА (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАРОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ЗНАМЯ»): Если предприятие плохое, то там никто и не зарится, это же понятно. А как только хорошее, всегда охотников почему на народное предприятие очень часто нападение на все. В Волгограде, там вообще, так сказать, чуть не боевые действия были. В Новосибирской области, там целая война шла с бандитами. А потому что лакомый кусочек.
КОР: Получается, что хоть предприятия и называются народными, но проблемы их выживаемости в большей части зависит от честности и прозорливости директората. И здесь неминуемо возникает проблема преемственности.
Рано или поздно ваш царь и бог уйдет. И что будет с предприятием?
ЖЕНЩИНА2: Мы не знаем.
(сюжет)
КОР: В любом законе всегда найдутся бреши. На работников и директорат сгинувших народных предприятий давили и морально, и физически. Акции забирали через процедуру дарения. Правда, предлагая за это акционерам большие деньги. Или, например, через банкротство за невозврат кредитов. Например, в Архангельске на народном предприятии по выпечке хлеба именно поэтому от любой финансовой помощи со стороны отказываются категорически.
СЕРГЕЙ ПОДКОЛЗИН (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА НАРОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХЛЕБ»): Я вам хочу сказать, мы не нуждаемся ни в кредитах, ни в государственной помощи, ни в государственной поддержке. Ни в чем мы не нуждаемся.
КОР: Сергей Подколзин долгие годы руководил народным предприятие и одновременно в прямом и переносном смысле растил себе смену. Его дочь Лариса работала простым пекарем, потом прошла все ступеньки заводской карьеры. И недавно на общем собрании почти единогласно «за» 98% ее избрали новым генеральным директором, и теперь она объясняет рабочим, почему необходимо, в первую очередь, вкладывать в модернизацию и социальную сферу.
ЛАРИСА ЛОЗОВСКАЯ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАРОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХЛЕБ»): Вы знаете, наверное, с любым человеком нужно говорить и разъяснять ему это. Вам будет тяжело, допустим, даже выстоять смену, у вас не будет таких раздевалок, у вас не будет, допустим, тех льгот, которые вы имеете, у вас будет просто заработная плата. Но вы же знаете, что это заработная плата, она
КОР: А делить есть что. Вот начальник цеха Ольга Ткаченко объясняет пекарю Алине Дятлевой, что в прошлом году в связи с повышением разряда у нее теперь прибавилась
ОЛЬГА ТКАЧЕНКО (НАЧАЛЬНИК ПРОИЗВОДСТВА): Одна акция сейчас стоит 836 рублей, т. е. в итоге у тебя получается по акции на сумму 112860 рублей. Если, не дай Бог, надумаешь увольняться, значит, эта сумма тебе выплатится при увольнении.
АЛИНА: Я подожду. Пусть она накопится еще.
КОР: Народные предприятия не получили в России широкого распространения. И причины на поверхности. С одной стороны, как считают эксперты, закон устарел, его новая версия пылится в Госдуме уже год. С другой, проблемы руководящих кадров. Директор должен быть обязательно калачом тертым, но при этом честным. В городке Сухой Лог все знают, что у директора шиферного Георгия Задираки весь транспорт даже не иномарка, а старая служебная «Волга». Недавно ему еще отечественный внедорожник на общем собрании постановили купить.
Вадим Фефилов, Максим Зирин, Антон Щербаков, Антон Передельский, Петр Очеретня, Алексей Еременко. «НТВ», Сухой Лог, Архангельск.
Связанные новости
29.01.2012, 21:01
Россия споткнулась о три заколдованные единицы