По чьей вине лесной куш идет мимо государственной казны? И когда навар убивает страх перед законом?
Печальную судьбу крупных инвестиционных проектов в российской лесной промышленности констатировал премьер Дмитрий Медведев на минувшей неделе: за шесть лет из 117 реализовано 27. Никакие меры не помогают. С одной стороны в отрасли — классика жанра: воруют. С другой стороны — та же классика: проверками душат. Корреспондент НТВ Инна Осипова убедилась: с высоты птичьего полета проблему увидеть можно, но решать ее, как ни крути, придется на земле.
По данным экологов, незаконный оборот леса в России сейчас на втором месте после незаконного оборота наркотиков. Эта «зеленая валюта» растет везде и конвертировать ее, оказывается, можно во что угодно — хоть в рубли, хоть в движимое или недвижимое имущество. Так начальник полиции поселка Вагай в Тюменской области расплатился государственным лесом за строительство дома. А высокопоставленный чиновник, заместитель департамента лесного хозяйства, по данным следствия, давал лицензии на незаконный распил как за машины, так и за наличные.
Сейчас прокуратура области проводит масштабную проверку лесной отрасли. В первую очередь проверяют самих проверяющих. Руководство Тюменской области тоже борется с лесной мафией всеми возможными средствами. Открыли горячую линию для населения, проверяют каждый сигнал.
Поправки в Лесной кодекс, которые давно обсуждаются, помогут контролировать все передвижения спиленной древесины. Но пока лучше всего удается контролировать лишь «белых лесорубов». Кто не справился с обязательствами, платят штрафы от нескольких тысяч рублей до миллионов. Выживают в таких условиях не все.
Подробности — в репортаже.