Что мешает фермерским продуктам дойти до потребителя, и когда миссия оказывается выполнима? Кому урожай впору похоронить, а кто своими достижениями способен мир удивить?
На минувшей неделе в Приморье оценивали ущерб, нанесенный стихией сельскому хозяйству края — выпавший там на днях мокрый снег ситуацию только усугубил. Почти 400 миллионов рублей насчитали, собираются просить федеральный центр компенсировать убытки.
В «мирное» время главная головная боль агрария — выход на рынок и, как следствие, «бодание» с торговыми сетями, которые, как известно, «не подмажешь — не поедешь». Корреспондент НТВ Роман Соболь, исследуя проблему, столкнулся и с принципиальным подходом, и с примером для России поистине уникальным.
Директор агрофирмы имени
Сады занимают несколько тысяч гектаров. Урожай уже собран и отправлен в закрома. Только на одном складе — 15 тысяч тонн яблок. Вокруг склада вьются грузовые «Газели» — перекупщики приехали.
Бизнес прост. У производителя отборные яблоки стоят 15 рублей килограмм, в городе их можно продать рублей за 40, а то и больше. Как повезет. И перекупщики сюда едут за сотни километров.
Татьяна Дмитривцева, агроном по хранению: «У нас
Вот так, мелкими партиями, за год весь урожай и разойдется. Аграрии и рады бы продать все оптом, сразу и по лучшей цене, но переговоры с супермаркетами пока безуспешны. Николай Еремеев принципиально против «откатов».
Та же история и в соседнем цехе. Там наладили выпуск натуральных соков без сахара и консервантов — вкус детства, можно пить и младенцам и диабетикам. Но соки эти продаются лишь в местных магазинах, да те же перекупщики иногда развозят их по большим городам. На предприятии купил пачку за 20 рублей, продал за 60.
Но пока липецкие соки и яблоки проигрывают рынок яблокам польским, голландским и китайским. Наши — экологически чистые — до массового потребителя не доходят. Тем не менее даже сейчас годовой оборот агрофирмы — полмиллиарда рублей.
Сельхозпроизводители часто жалуются на дорогие кредиты и малую государственную помощь. В этой агрофирме посчитали и решили вовсе отказаться от госдотаций. И вот почему. При закладке нового сада (а обновлять посадки надо регулярно) государство возмещает часть расходов — до 30 тысяч рублей с гектара. Но при этом садовод обязан заказать у определенных организаций проект: какие деревья будут посажены, сколько удобрений понадобится и прочее. Услуга платная.
Николай Воробьёв, главный агроном: «Если давали 30 тысяч на гектар, то за проект, за 100 гектаров, просят 4 с половиной миллиона. А это 45 тысяч с каждого гектара мы должны отдать им денег только за проект».
Для опытных садоводов затраты эти совершенно ненужные. Помимо госдотаций и услуг сетевиков здесь решили отказаться и от кредитов (зачем переплачивать банкирам), и от страхования урожая. Во всем мире фермеры покупают полисы, кто от засухи, кто от наводнения, но российские страховщики предлагают условия не выгодные.
Особенности российского фермерского хозяйства — в материале НТВ.