40 лет назад вышел многосерийный фильм «Гостья из будущего». Показанное там стало ориентиром для нового поколения изобретателей и конструкторов.
Главная технология XXI века, если верить ленте «Гостья из будущего», — это миелофон, аппарат для чтения мыслей, который выглядит как кристалл. Насколько реально продвинулись в этой технологии?
Михаил Лебедев, профессор МГУ имени Ломоносова: «Это мечта разработчиков нейроинтерфейсов — создать такую штучку, поместить ее в правильную область мозга, речевую… и считывать мысли. Пока, к сожалению, мы приближаемся к этому, но еще не там. Потому что наши неинвазивные способы записи пока несовершенны. Мы можем считывать нейросигналы, можем улавливать корреляции сигналов с тем, что нас интересует. Телепатия — нет. Телекинез — да. Уже сейчас существуют нейроинтерфейсы, которые управляют движениями».
Принцип действия устройства на голове — тот же, что в больнице при энцефалографии. Связка из шлема и компьютерной программы в теории должна позволить печатать буквы, лишь задумывая их. При калибровке система как бы учится распознавать специфический импульс человека, чтобы реагировать на него, когда будет подсвечена нужная буква.
Пока технология не заменит клавиатуру и мышь, но этот экран для
Михаил Лебедев: «Человек полностью парализован — мы можем дать этому человеку возможность осуществить телекинез».
Спектр применения технологии гораздо шире.
Алеся Чичинкина, директор по коммуникациям и международному развитию «Нейротренд»: «Есть два направления нейротехнологии. Первая технология — нейроинтерфейс. Она про управление внешними устройствами. Вторая технология — нейролаборатория. Она про изучение восприятия разного рода контента —
Попытки найти
Константин Пономарёв, сотрудник аппаратного цеха промоботов: «Магниты соприкасаются, механика внутри головы начинает работать тянет за собой кожу, и за счет этого появляются на лице эмоции и мимика».
Олег Кривокурцев, сооснователь компании — производителя промоботов: «На сегодняшний день такие роботы применяются в различных местах повышенного скопления людей. В кинотеатрах, музеях, банках, торговых центрах,
Концепция беспилотного аэротакси в терминологии Булычева — флип. Спустя 40 лет реальный прототип беспилотного воздушного такси проходит долгий путь доводки и испытаний: на прочность корпуса, на устойчивость в полете. Летал он невысоко, падал и даже один раз горел. Его еще надо вписать в реальное воздушное пространство, где летают самолеты, вертолеты, другие дроны и птицы. То есть полет должен быть не только надежным, но и безопасным.
Прорыв транспортных технологий — от перемещения во времени до путешествий к звездам — так и не состоялся, роботы не такие продвинутые и с аэротакси пока стоит повременить. Зато в компьютерных технологиях и средствах связи реальность опередила то, каким виделось будущее 40 лет назад.