По итогам прошлого года в России резко вырос спрос на электромобили. Как подсчитали в автосалонах, продажи увеличились на 25%, поэтому на отечественный рынок решили выйти новые зарубежные бренды. Среди факторов роста специалисты называют в том числе увеличение числа зарядных станций по всей стране. Ожидается, что в ближайшие несколько лет их станет в четыре раза больше. Такие устройства установят на автотрассах даже в небольших городах.
Быстро, просто и напоминает классическую заправку, только вместо бензина электричество, а вместо определенного вида топлива надо выбрать подходящий тип разъема. Это уже похоже на зарядку большого телефона, да и времени уходит примерно столько же.
Светлана Былинина, владелец электромобиля: «У машины 42% запаса, обычно по времени полчаса мне достаточно».
Петербурженка Светлана пересела на электромобиль год назад и сразу оценила все плюсы: это и бесплатная парковка для электрокаров, и минимум в два раза сократившиеся расходы на топливо, и, конечно, удовольствие от вождения.
Электромобили, особенно в больших городах, это уже не
Дмитрий Матвиевский, эксперт по электромобильности: «Сейчас, чтобы поставить зарядку, тебе надо пройти большое количество этапов, которые сложны. Даже люди которые говорят, что для своего бизнеса, кафе, ресторана, гостиницы хотят поставить зарядку, в регионах это очень частый запрос. Как это сделать?»
Одна из крупнейших сетей АЗС — «Газпром нефть» — решила взять все эти аспекты на себя, а клиентам предложила услугу, что называется, под ключ. Все, что требуется от владельца электрокара, — это приехать на хорошо знакомую заправку, где его ждет зарядная станция, чтобы не тратить время на поиски зарядки или переживать по поводу ее качества и надежности.
Александр Сулин, директор по развитию программы электромобильности «Газпром нефти»: «Наша основная задача на рынке — удовлетворить растущие потребности наших клиентов и поставить клиенту тот вид топлива, который ему необходим. Это может быть и бензин, и дизель, газ, и в том числе электроэнергия, которую мы начинаем развивать».
Сейчас на АЗС компании уже несколько десятков зарядок в Москве, Петербурге и на федеральных трассах. При этом в основе электрозарядных станций российские технологии.
Все, начиная от небольшой микросхемы и заканчивая корпусом зарядной станции и всей ее технологической начинкой, производят, собирают и даже тестируют на предприятии в Перми. Сейчас тут изготавливают в среднем 180 зарядных станций в месяц, но при необходимости это число можно легко увеличить вдвое и даже втрое, запас мощности позволяет.
Микроэлектроника отдана на откуп роботу, а человек следит за качеством работы автоматики. Программное обеспечение на платах тоже полностью российское. Финальный этап проходит в сборочном цеху. Здесь же готовые зарядки тщательно тестируют.
Максим Политов, директор по стратегическому развитию компании — производителя зарядных станций: «„Газпром нефть“ — первая компания, которая стала создавать, на наш взгляд, некий общий образ электромобилиста, способного ездить и на бензиновом автомобиле, и на электромобиле, и того автомобилиста, который пользуется едиными услугами, единой заправочной станцией, удобной для него».
В целом по стране установлены уже более двух тысяч зарядных станций пермского производства. Но это далеко не единственный игрок на постоянно растущем рынке, так что теперь вполне реально доехать от Урала до Москвы или даже Владивостока.
Электромобилист со стажем Александр Шаврин добирался от Перми даже до Амстердама. За рулем он преодолел путь в три тысячи километров. Правда, признается, раньше это было больше похоже на приключение, когда не знал, где искать розетку. Теперь все иначе.
Александр Шаврин, владелец электромобиля: «Сейчас путешествие до Москвы — это просто обыденность, ты едешь, заряжаешься,
Ускоряет поездку и быстрый сервис. Автозарядки — это станции самообслуживания. А если у клиента возникают вопросы, на связи служба поддержки, которая может отследить каждую станцию в любой точке страны и при необходимости помочь автолюбителю.
Александр Сулин: «Самое важное — это качественный сервис для наших клиентов. Мы как компания очень следим за тестированием зарядных станций. Мы верим в региональное развитие, видим большой импульс в таких регионах, как Челябинская область, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодарский край. То есть количество электромобилей существенно растет, мы видим большой потенциал в этом рынке».
Эксперты подсчитали, что в России уже около 100 тысяч электромобилей, в том числе с гибридным двигателем. Судя по тенденциям, это далеко не предел, поэтому компании, отвечая на запросы автолюбителей, готовы наращивать обороты.
Производственная линия на пермском предприятии, например, позволяет вместо полутора тысяч зарядок в год собирать все десять. А «Газпром нефть», как ранее заявлял глава компании Александр Дюков, уже в этом году планирует оборудовать порядка 140 зарядных станций, причем не только в Москве или Петербурге, но и в регионах.