Израильтяне освободили 90 палестинских заключенных из своих тюрем, движение ХАМАС выпустило троих израильтянок, которые провели в плену 470 дней. Это только начало большого процесса обмена. Несмотря на радость, которую принесло перемирие, сделка с группировкой ХАМАС, которую в Израиле иначе как террористической не считают, понравилась не всем и уже вызвала политические перемены в стране.
На улицах Рафаха, расположенного на юге сектора Газа, непривычно спокойно. Израильские военные начали выводить отсюда свои подразделения еще накануне ночью, хотя до последнего момента не было на 100% понятно, начнется
Герци Халеви, начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля: «Мы бы не достигли соглашения на таких условиях, если бы ХАМАС не оказался в такой сложной ситуации. Это мы наряду с другими войсками, благодаря ударам и дополнительным разведданными привели ХАМАС в затруднительное положение. Мы гордимся тем, что сумели отступить и протянуть руку помощи, чтобы вернуть домой десятки живых заложников, но также будем полны решимости вернуться к боевым действиям».
Исраэль Кац, министр обороны Израиля: «Я приехал на границу, чтобы убедиться, что ЦАХАЛ готов защитить населенные пункты и солдат от любой возможности нападения и попыток совершения терактов и похищений со стороны убийц из движения ХАМАС даже во время перемирия».
Во время
Адхам Алкрунц, палестинский беженец: «У меня был дом и семья, а потом начался конфликт, я остался ни с чем. Мой сын был ранен, но чудом выжил. Вся моя жизнь была разрушена, теперь у меня нет ни работы, ни
Эксперты международных гуманитарных организаций называют сегодняшнее положение дел в секторе Газа катастрофическим. По данным ООН, еще в самом начале конфликта в октябре 2023 года свои дома были вынуждены покинуть больше миллиона человек, которым Израиль не оставил права на выбор, ультимативно заявив: либо переселяйтесь на юг сектора, либо умирайте.
Розалия Боллен, специалист по связям с общественностью международной организации под эгидой ООН ЮНИСЕФ: «Мы очень обеспокоены тем, что можем потерять целое поколение, если дети не смогут вернуться к привычной учебе и рутине. Важно помнить, что гуманитарный кризис в Газе беспрецедентен. Потребности людей небывалые, все население Газы испытывает нужду».
Всемирная организация здравоохранения обещала предоставить всю необходимую помощь пострадавшим во время конфликта семьям, сообществам и медицинским специалистам. Многие больницы и школы в Газе были разрушены до основания, так как израиль считал их местом укрытия боевиков ХАМАС, любое соглашение с которым израильские политики называли событием неприятным и нежеланным.
Гидеон Саар, министр иностранных дел Израиля: «Схема освобождения заложников ставит Израиль в трудное положение. Любое соглашение с такой организацией — неприятное событие. Освобождение преступников из тюрем может привести к непредсказуемым последствиям. Мы уже предлагали пути достижения перемирия в прошлом. Если международное сообщество хочет способствовать постоянному прекращению огня, это должно включать в себя ликвидацию военной мощи и правительственных возможностей ХАМАС».
Крайне правое крыло правящей коалиции Израиля оформление договоренностей о перемирии встретило в штыки. Министр нацбезопасности Израиля
Майя Роман, двоюродная сестра заложника: «Международное давление очень важно, необходимо продолжать оказывать его. Израильское общество сможет двигаться вперед только при условии заключения мира. Приятно видеть, что и семьи солдат поддерживают эту сделку. Нельзя останавливаться, нам необходима помощь международного сообщества, чтобы убедиться, что мы не остановимся на полпути».
Правда, мысли и желания многих граждан Израиля расходятся с тем, чего хотят власти страны. В Минобороны Израиля уже заявили, что не прекратят войну, и это в первый день перемирия, пока все израильтяне не вернутся домой.
Наверняка сейчас многое в дальнейшем развитии событий на Ближнем Востоке зависит от встречи израильского премьера Нетаньяху с Дональдом Трампом, которая должна состояться в ближайшее время.