Программа «Живая еда» подготовила спецвыпуск для дачников и огородников и выяснила, что интересного можно вырастить на своем участке.
Папайя в Краснодарском крае — как вам такое? В теплице у кубанца Андрея Лобанова круглый год не ниже +18 градусов, и всегда есть плоды.
Андрей, выращивает экзотические растения: «Когда папайя начинает плодоносить, она не прекращает, то есть плоды идут, идут, идут сверху. Там цветы новые, здесь уже нижние плоды созревают».
Наши туристы в Таиланде и Вьетнаме говорят про нее «кабачки на пальме». Но, вообще, зрелая папайя, если вы не пробовали, по вкусу напоминает абрикос, тыкву и дыню одновременно. Ее даже называют «дынным деревом», ведь и у плодов есть внешнее сходство.
Андрей: «Семена используют в качестве специй, потому что они по вкусу один в один как васаби. И, кстати, если взять одну ложечку семян и съесть утром, они выполняют роль энергетика. Для мозговой активности самое то».
Еще Андрей тушит и ест похожие на сладкую картошку корни колоказии, которую многие держат просто как комнатное растение.
А началось его увлечение экзотикой с маракуйи. Эта лиана вьется по опоре и красиво цветет. Зрелые плоды опадают на землю, как яблоки. Зимой листья и побеги вымерзают, но корень выдерживает холода, и весной она снова идет в рост.
Андрей: «В прошлом не было возможности попробовать
Поклонники необычного разбивают удивительные сады и в более прохладных регионах. Роман Кунецкий в подмосковном Домодедове культивирует несколько сотен видов растений из разных уголков мира — от имбиря до азиатского цитруса юдзу, который в модных ресторанах любят использовать вместо лимона и лайма.
На деревце фейхоа пока нет плодов, но для Романа главное, что оно успешно перезимовало на новом месте.
Роман, выращивает экзотические растения: «Интересная особенность — у него листья пахнут абсолютно так же, как и плоды. Пахнет кожурой фейхоа, которая наиболее такая ароматическая».
Южные гости неплохо живут под открытым небом. На зиму для некоторых Роман сооружает укрытия — короба, внутри которых держится температура около нуля. Многим растениям этого достаточно. А еще такой метод дешевле и проще, чем круглогодичные теплицы. У последних, кстати, в России богатое прошлое. Увлечение экзотикой расцвело еще во времена Петра I. Это он завел моду на оранжереи, ее быстро подхватили дворяне. Под Петербургом даже зимой поспевали вишни, давали плоды персики и наливались соком виноградные гроздья.
Ради полива диковинного урожая царь повелел вычистить и сделать глубже реку Мойку. А инженеры того времени ломали голову, как согреть стылую петербургскую землю.
Анна Шилина, директор оранжереи Таврического сада: «Дополнительно к печи, которая стояла в оранжерее, также обогревался грунт. То есть были специальные борозды, в которые засыпали конские навоз, кору деревьев, листья. Все это перегнивало и давало определенное тепло. Позднее стали применяться трубы с водой».
Садовники достигли таких успехов, что тепличные ананасы в русских усадьбах солили, как капусту, тушили, делали из них вино. Были и свои цитрусовые.
Светлана Рашникова, экскурсовод Царицынских оранжерей: «Лев Толстой просил свою матушку сварить ей варенье из померанца. Померанец, по сути, это такой горький апельсин. Его нужно было долго вываривать с большим количеством сахара до состояния мармелада. И вот этот мармелад Лев Толстой мог намазать себе на хлеб».
Толстой любил и спаржу, которую в царской России широко выращивали. Сейчас это тоже делают отдельные российские дачники, у которых развита тяга не к только необычному, но и к тому, что добавит хозяйству эффективности. Например, мультидеревья. От одного ствола отходят привитые ветки с разными сортами, например, груш или яблок. Это дает не только калейдоскоп плодов, но и стабильность урожаев.
Есть и другие вариации — к сливе садоводы прививают абрикос. Или на одном дереве собирают несколько сортов черешни. Глядя на такое, поверишь в какие угодно ботанические чудеса.
Все выпуски программы «Живая еда».