Новый скандал потряс многострадальную систему здравоохранения Великобритании. Только в стране утихла крупнейшая в истории забастовка врачей-интернов , как последовал новый удар. Выяснилось, что в психиатрической клинике графства Эссекс массово гибли пациенты. С начала 2000 годов там скончались более 2000 человек. Это только данные предварительного расследования. Родственники погибших дают шокирующие показания.
Британское графство Эссекс, с юга граничащее с Большим Лондоном, никогда и ничем не было знаменито, разве что выражением «девчонка из Эссекса», обозначающим низкую социальную ответственность. И вот новое словосочетание — «психиатр из Эссекса», гораздо более мрачное и трагичное.
Мелани Лихи, мать Мэттью Лихи: «Они положили Мэтью на носилки. В тот момент мне просто захотелось подойти, схватить его, держать и вернуть к жизни. Меня отвели в сторону и спросили, есть ли у меня на примете похоронное бюро. Что? Я планировала не хоронить его, а отмечать
Сын Мелони при невыясненных до сих пор обстоятельствах умер в психиатрической клинике Эссекса 12 лет назад. За два дня до смерти Мэттью позвонил в полицию и сообщил: «Два дня назад меня отправили на принудительное лечение в психиатрическую клинику. С тех пор меня насилуют, врачи отказываются меня слышать».
Полиция клинику навестила, делу хода не дали, молодой человек погиб. Что с ним происходило в последние дни и часы, почему он умер в 20 лет? Загадка. Ее, как и тысячи других таких головоломок, будут пытаться разобрать в ходе общественного расследования, уже второго по счету. Первое провалилось
Хелен Лэмпард, председатель расследования: «Меня шокирует тот факт, что мы, возможно, никогда не сможем точно сказать, сколько людей погибли, но уверена, что количество смертей значительно превысит цифру в 2000, с которой мы начали эту работу».
Сейчас речь идет о 35 детских и взрослых психиатрических клиниках в Эссексе. Будут поднимать данные с 2000 года, разбирать случаи насилия и издевательства над пациентами, отказа в психиатрической помощи нуждающимся, гибель их в случае, если три месяца невозможно было добиться приема у специалиста, либо если в течение трех месяцев после выписки пациент умер или совершил самоубийство.
Кэрол Стоукс, мать Ли Спенсера: «В предсмертной записке он написал: „Мама, я тебя очень люблю. И прости меня. Я сам это сделал“. На его
Очевидно, что один округ Британии не может сильно отличаться от всей остальной страны. Как и девчонки из Эссекса встречаются не только в Эссексе, так и черная психиатрия — это то, что характеризует кризис государственной системы здравоохранения в целом.
Прия Сингх, юрист: «Это определенно происходит по всей стране. Обвинения в физическом и сексуальном насилии над пациентами звучали тысячи раз. Я думаю, мы сталкиваемся не просто с халатностью, это намеренное насилие».
Родственники погибших согласны с юристом. Их слова наталкивают на сравнение с первобытным обществом. Бывали такие случаи и целая идеология в XX веке.
Мелани Лихи, мать Мэттью Лихи: «Я верю, что это намеренное уничтожение, уничтожение самых слабых, самых уязвимых, самых нуждающихся в помощи».
Общественное расследование может выйти и за пределы Эссекса, и за пределы темы гибели психиатрических пациентов в стационарах. Параллельно в Британии идет дознание о порядках в местных роддомах. Изучаются свидетельства женщин, которых во время родов высмеивали, игнорировали, пичкали парацетамолом и оставляли навсегда травмированными.
Звучат призывы провести расследование смертей в британских домах престарелых во время эпидемии
В Шотландии почти 10 лет тянется расследование случаев насилия и издевательств над воспитанниками детдомов и католических приютов, причем речь идет не о временах Оливера Твиста, свидетели тех преступлений — наши современники. Ни к какому выводу, способному улучшить положение дел детей, растущих в таких учереждениях, расследование не пришло.
Тянется расследование действий британского правительства в эпидемию коронавируса. Инициаторы процесса пытаются понять, откуда на острове взялись европейские рекорды по смертности. Хотя того правительства вместе с его тогдашним главой Борисом Джонсоном и след простыл.
Где ни тронь, всюду хлипко и гнило. Общественные расследования в Британии имеют лишь одну определенную черту: они тянутся годами, а то и десятилетиями. Выводы к моменту их оглашения уже несколько устаревают, трагедии же происходят ежедневно.
Премьер Стармер, придя к власти, заявил, что вся система национального здравоохранения должна быть реформирована, либо она погибнет. Лейбористы, с оглядкой на советскую систему, создали систему бесплатной медицины в сугубо капиталистической стране после Второй мировой. Местному населению будет очень тяжело, если лейбористы, не найдя денег на ее реформацию, эту систему, свое главное достижение и гордость, сами и похоронят.