В Приморье открыли крупнейший на Дальнем Востоке завод по переработке автопокрышек. Регион в лидерах по числу автомобилей, проблема утилизации шин стоит остро. Теперь жители надеются, что в окрестностях городов и поселков исчезнут стихийные свалки с откатавшей свое авторезиной. Но дело не только в экологии.
Укладка изношенных автомобильных шин на ленту конвейера — пожалуй, единственная процедура, которую еще приходится выполнять персоналу. В остальном за переработку отколесивших свое покрышек отвечает высокотехнологичное оборудование. Шредер настолько мощный, что способен пережевывать всю оболочку диска целиком вместе с резиной, металлическим кордом и текстильной прослойкой.
Новый завод, построенный в 20 километрах от Владивостока, демонстрирует более эффективный подход к утилизации промышленных отходов. Вполне закономерно, что такой проект поддержало государство — предприниматели стали резидентами территории опережающего развития, что дает им право платить меньше налогов и получать субсидии на процентные ставки по кредитам.
Сергей Лазарев, учредитель комплекса по переработке автомобильных шин: «Часть оборудования мы полностью создали самостоятельно своей собственной инженерной службой. Это
Во Владивостоке проблема утилизации автопокрышек обострилась в начале
Обратная сторона высокой автомобилизации — стихийные свалки шин. Дальневосточная столица и ее окрестности — это сплошные сопки, многие автовладельцы годами привыкли избавляться от использованной резины в
Анастасия Лакида, заместитель директора муниципального казенного учреждения «Зеленый Владивосток»: «Есть пункты приема на шиномонтажках. Люди это тоже игнорируют. Переобувшись, они просто сбрасывают в неустановленных местах. С начала года вывезены порядка 500 тонн автопокрышек».
То, что удавалось вывезти из оврагов, плюс то, что цивилизованным путем складировали у себя работники шиномонтажек (за одно переданное на утилизацию колесо они берут не больше 60 рублей), и раньше вывозили на старый перерабатывающий завод. Вот только прежнее предприятие было небольшим, его мощности не позволяли кардинально решить давнюю экологическую проблему.
Теперь, когда построен и введен в эксплуатацию новый завод, его владельцы уверяют, что со временем здесь будут ежегодно перерабатывать миллион использованных шин. Рекордную по местным меркам производительность рассчитали после анализа множества статистических данных: количества легковых и грузовых автомобилей во Владивостоке, объемов продаж новых покрышек, число ликвидированных шинных свалок за последние 15 лет и, наконец, число предприятий, в том числе государственных, которые заинтересованы в популярном нынче вторсырье — резиновой крошке.
Сергей Лазарев: «Прошли целый ряд лабораторных испытаний по применению резиновой крошки для производства битумов. Улучшение прочностных качеств, долговечность. Думаю, в ближайшее время у нас появятся дороги с применением нашей резиновой крошки».
Измельченные в крошку автошины больше всего востребованы в проектах по благоустройству. В Приморье из полимерного и очищенного от примесей вторсырья изготовили уже больше тысячи детских и спортивных площадок. А сейчас, в разгар летних каникул, массовые заявки поступают от директоров учебных заведений, ведь из резиновой крошки делают покрытия для школьных стадионов. Безопасность такого материала подтверждена исследованиями московской лаборатории Роспотребнадзора.
Игорь Дмитришин, генеральный директор компании по производству покрытий из резиновой крошки: «Ребенок или на резинку упадет, или на бетон — есть же разница! Если бегать, на суставы меньше нагрузки будет. Ну, и эстетика».
В дальнейшем развитии завода по утилизации шин заинтересованы и управляющие компании Владивостока. Несколько лет назад городские власти велели им очистить придомовые территории от скульптурных композиций и клумб, сделанных из автопокрышек. Распространенный с советских времен дизайн назвали экологически вредным, но на переработку такие изделия принимали неохотно, так как прежнее оборудование не позволяло смыть въевшуюся в каучук краску. Эту проблему обещают решить уже в будущем году, когда на современном шиноперерабатывающем заводе запустят вторую технологическую очередь.