Солнце в этом году разбушевалось не на шутку. Сейчас у звезды период выброса энергии, объясняют астрономы, и эти вспышки сильно рикошетят по метеозависимым, вызывая головные боли и нарушая сердечные ритмы. А летом надо будет, по словам врачей, особенно тщательно защищаться от солнечных лучей. Но что лучше использовать кремы, спреи или стики? Как и сколько именно нужно пшикать, брызгать и размазывать? Правда ли, что некоторые солнцезащитные средства не отражают, а поглощают солнечные лучи и наносят организму удар похуже солнечного?
Крем
Программа «НашПотребНадзор» провела эксперимент и протестировала различные средства от солнца. В роли курортников — киноактриса Ева Авеева, певец Прохор Шаляпин и модель Виктория Чурлина. Они нанесли солнцезащитные средства — так, словно бы они на реальном пляже под палящим солнцем и не хотят получить ожог.
Ева Авеева, актриса: «Если я на пляже, на море, обязательно наношу SPF 50. Мне удобно в формате крема».
А в это время съемочная группа устанавила ультрафиолетовые лампы. У них особое темное стекло со специальным металлическим напылением. Если плотно занавесить окна, навести кромешную темноту, явным может стать все, что ускользало от глаз при дневном свете. Эксперимент прошел под контролем опытного профессионального
Актриса Ева Авеева уверяет, что на пляже всегда бдительна. Позволить себе сильный загар и не может, потому что мало для каких ролей такой нужен, и не хочет, потому что кожа так раньше времени стареет. Поэтому защитный крем всегда втирает тщательно.
Крем на коже Евы отражает сразу два типа вредных ультрафиолетовых лучей, потому что на тюбике есть обозначение PA+++. Оно еще может быть таким — UVA + UVB. Латинской буквой А обозначают лучи, способные проникнуть глубоко в кожу и под нее, нарушая работу клеток, замедляя их обновление, разрушая коллаген, а это ускоряет старение. А лучи B поверхностные, вызывают ожоги и увеличивают риск формирования злокачественных опухолей.
Но в темноте врачу становится очевидным, что защита не сработает. Особые ультрафиолетовые лампы подсвечивают ошибки. Крема на коже почти нет.
Ирина Челик, дерматолог: «Ой, это совсем мало. Ева его еще так сильно втирает. Она втирает, как будто у нее увлажняющий препарат. Я думаю, что Ева уйдет с этого пляжа с ожогом кожи».
Чтобы от средства был эффект, объясняют специалисты, одной кремовой горошины мало. Оказывается, сами производители испытывают средства совсем в других — больших дозировках и на основе этих испытаний выносят на этикетку обещания и жирные гарантии. А контролеры все это перепроверяют, тоже имея ввиду, что на все тело нужно выдавливать 30 миллилитров крема — это две столовые ложки.
Спрей
Прохор Шаляпин говорит, что загорает либо вообще без всяких средств, либо
Прохор Шаляпин, певец: «Первые три дня на море я себя брызгаю спреем. Специально не покупаю — это очень накладно, поэтому беру в основном. Спросить всегда можно у добрых людей вокруг. Тебе не откажут. Наношу на лицо, плечи, руки, чтобы не сгорели».
Ирина Челик: «Я бы на месте Прохора так не радовалась при нанесении спрея на кожу лица. Прохор надышался этим спреем. Частички, которые там содержатся, попали Прохору на слизистые».
А ведь на упаковке таких средств есть предупреждение, что при попадании в глаза и на другие слизистые крем с них нужно сразу удалить. Их же часто покупают родители, чтобы за пару секунд окутать непосед защитным облаком. В итоге все его вдыхают, при этом плотного покрытия на коже не получают. Это четко видно в темноте при свете ультрафиолетовых ламп.
Ирина Челик: «При нанесении спрея мы видим пятнистость. Это говорит о неравномерности. Хотя Прохор много раз на себя напшикал, но это никакого эффекта нам не оказало».
Прохор признается, что с пляжа он часто уходит с ожогами.
Прохор Шаляпин: «Очень агрессивное солнце. В Мексике оно
И, возможно, будь у него специальный гаджет для проверки качества нанесения крема, ожогов бы не было. Такие уже появились в продаже и набирают популярность. Это часто зеркальце с крохотной камерой и ультрафиолетовой лампочкой или аксессуар для смартфона. Подключается через стандартный коннектор и подсвечивает кожу ультрафиолетом, позволяя увидеть, куда крем попал, а куда нет.
Продвацы обещают, что проверку можно делать хоть на пляже под палящим солнцем. Но если под рукой такого прибора нет, дерматологи просто советуют наносить и обновлять крем таким слоем, чтобы его белые разводы оставались заметными.
Стик
А еще можно носить с собой стик. Это новинка сезона. В Южной Корее придумали упаковать средство от загара в нечто среднее между губной помадой и дезодорантом. На Востоке ценят благородную бледность кожи.
Ценник на стики, правда, пока заоблачный — больше двух тысяч рублей за маленький тюбик, в котором всего 19 граммов средства. И чтобы обработать тело полностью, одного стика явно не хватит, отмечает модель Виктория Чурлина. Зато удобно корректировать защиту.
Виктория Чурлина, модель: «Он удобен тем, что им можно мазать и губы, и под глазами, потому что многие вот эти кремы нельзя в области глаз использовать».
Ирина Челик: «Стиковая форма считается более плотно покрывающая. Поэтому защищает она лучше. Но все равно есть куча пробелов».
Свет специальных ламп снова проявил недочеты. Чтобы такого не было, объясняет дерматолог, наносить стик нужно ровными плотными параллельными линиями, не размазывать и не втирать его.
Вывод
В общем, экономить средства защиты от солнца не стоит. Да, крема, спрея или стика хватит на больший срок, но все это время они просто не будут защищать, деньги будут потрачены на них зря.
Все выпуски программы «НашПотребНадзор».