Детектор раковых клеток, усилитель для ускорителя электронов и описание механизма хранения информации ДНК это лишь некоторые крупные открытия российских ученых, сделанные за минувший год и ставшие своеобразным подарком к юбилею РАН. Сегодня Российская академия наук отмечает свой 300-й день рождения. За три последних века отечественная научная мысль достигла фантастических высот, наши ученые конструируют новые химические элементы и мечтают зажечь искусственное солнце.
Саров — закрытый город, здесь живут и работают ученые «Росатома», передовые специалисты в сложнейших областях науки. Два раза в неделю группа «Четверг» собирается в местном доме культуры на репетицию. Саша Гришин,
Юрий Балашов, старший научный сотрудник Института теоретической и математической физики: «Сейчас мы уже выходим на такой уровень, наши расчеты, наши теоретические прогнозы позволяют с достаточной точностью предсказать результаты экспериментов».
После работы научный сотрудник возвращается домой.
Вика Балашова: «Папа много работает, но вечерами очень хорошо посидеть, провести время».
Кирилл Балашов: «Папа помогает решить математику, физику. Я чувствую, что он ученый».
Супруга Аня — кандидат
Анна Балашова: «Он приходит и не может сразу переключиться, работу выключили, сразу включились дети, заботы домашние».
Юрий считает, что именно такая жизнь мобилизует, дисциплинирует и помогает преодолевать трудности.
Юрий Балашов: «Человек ощущает ответственность, ощущает свою нужность, он понимает свою роль в этой семье».
В новосибирском Академгородке в Институте ядерной физики работает многодетная мама Светлана Иваненко.
Светлана Иваненко, старший научный сотрудник Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН: «Мой супруг Алексей, наша старшая дочь Вероника, средний сын Вова и младший Саша».
Светлана работает с одним из самых удивительных состояний вещества — плазмой.
Светлана Иваненко: «Собственно, пример, самый яркий пример плазмы — это наше Солнце. Есть идея создать такое солнышко на Земле, идея создать термоядерный реактор. У нас есть уникальная установка, где происходит реакция термоядерного синтеза. В России такой установки больше нет».
Светлана разрабатывает устройство, способное отслеживать процессы в плазме за доли секунды. Для стороннего человека оборудование — бездушное железо, но Светлана именно в нем нашла источник вдохновения.
Светлана Иваненко: «Я назвала эту серию „эстетика научного эксперимента“. Мне захотелось изобразить
В Подмосковье есть установка, которая буквально дышит. Она — часть лаборатории ядерных реакций, где были получены 10 несуществующих в природе элементов с говорящими названиями. Дубний — назван в честь города Дубны. Именно там был получен самый тяжелый элемент Оганесон, существование которого подтверждено экспериментально. Это редчайший случай в истории, точнее, всего второй раз еще при жизни человека его фамилией называют химический элемент.
В
Юрий Оганесян, академик РАН, научный руководитель лаборатории ядерных реакций им. Г. Н. Флёрова в Объединенном институте ядерных исследований: «Поиск науки, пусть это будет банально, но это так же, как вы ищите грибы в лесу. Вы идете
Путь исследователя всегда сопряжен с неуспехом, с ожиданием результата и без всяких гарантий, что теория и расчеты воплотятся в конечный результат.
Юрий Оганесян: «И я хотел бы, чтобы
Вместе с поиском и открытием одной из главных задач ученого остается передача знаний и опыта следующему поколению — будущим исследователям мира.
Татьяна Подладчикова, директор Центра системного проектирования Сколтеха, руководитель лаборатории космической погоды: «Вы бы видели глаза студента, который в первый раз видит пятно на Солнце, своими глазами через телескоп видит. Это такой восторг».
В кабинете Татьяны Подладчиковой нетрудно угадать главный предмет ее научного интереса.
Татьяна Подладчикова: «Сияй, как Солнце. Солнце уже щедро одаривает нас светом и теплом 4,5 миллиарда лет, а мы об этом не думаем».
Как раз сейчас в стенах Сколтеха готовится новый
Татьяна Подладчикова: «В лаборатории малых космических аппаратов мы разрабатываем кубсаты, запускаем их в космос».
Студенты и даже школьники получают не только теоретические знания, но и практический опыт. Но, кажется, дело не только в образовательном процессе.
Татьяна Подладчикова: «Наука бесконечно широко раздвигает границы нашего непосредственного восприятия природы и нашего мироощущения. Я этим делюсь, мне хочется поделиться тем, насколько удивительна и прекрасна наша природа».
Трудно описать одной фразой, какова жизнь современных ученых. В ней причудливо переплетаются гитарные струны и теория струн, живой юмор и бесконечная мудрость, любовь к детям и колоссальным машинам, сила солнечного ветра и собственных рук. Но их точно объединяет искренняя преданность своему делу — исследованию пока еще непознанного.