Московские центральные диаметры 21 ноября отмечают свой день рождения. Первые две линии наземного метро в столице открыли в ноябре 2019 года, а в этом году заработали МЦД-3 и МЦД-4 . По словам Сергея Собянина, 2023 год стал рекордным для Москвы по вводу новых транспортных объектов.
Во второй половине XIX века, когда в Москве появились железные дороги, появился и стандартный размер колеи. Стандарт полуторавековой давности был введен в то время, когда состоятельные москвичи ездили отдыхать в популярные дачные места — Сокольники, Люблино, Лианозово. С тех пор маршруты сохранились, но теперь они находятся внутри городских районов.
Илья Заливухин, архитектор, градостроитель: «Дачная тема всегда была. Можно увидеть это в станциях, которые сохранились, рядом сохранились небольшие дома. Сегодня эта территория развивается. Соответственно, не только жители получат доступ к этим станциям, но и новые территории, новые районы, которые возникнут, могут быть интегрированы с этими станциями. Соответственно, вся Москва и ближайшее Подмосковье как бы связываются Московскими центральными диаметрами».
Сегодня вместе с ближайшим Подмосковьем население столицы приближается к отметке 15 миллионов человек. Город давно нуждался в транспорте, который объединит пригородные электрички и Московский метрополитен. В 2019 открывают первые две линии МЦД: первый диаметр — от Лобни до Одинцова, второй диаметр — от Нахабина до Подольска. D3 — от Зеленограда до Раменского — запускают в августе этого года, а в сентябре открылся D4 — от Железнодорожного до Апрелевки. С запуском последних у горожан появились новые прямые маршруты с бесплатными пересадками на МЦК, метро и другие диаметры, а также 74 новые станции, в число которых вошла и Кутузовская. Она, как и другие, работает по новому стандарту.
Тимур Соцкий, заместитель начальника дирекции МЦД департамента транспорта Москвы: «Находясь здесь, вы можете пересесть на Филёвскую линию метро, на МЦК, на наземный городской транспорт. Чем больше вариантов пересадок в рамках московских городских вокзалов мы создаем, тем больше для вас поездка на МЦД, МЦК, метро или наземном транспорте будет похожа на поездку на личном автомобиле, потому что таким образом вы можете благодаря удобным пересадкам построить максимальное количество маршрутов от начальной до конечной точки вашей поездки».
Тем временем в Москве не только строят новые станции, но и реконструируют старые, например Беговую, через которую проходят первый и четвертый диаметры, также там есть пересадка на фиолетовую ветку метро. Строители говорят, что новая платформа будет необычной, а переход с МЦД в метро — теплым, то есть без выхода на улицу.
Алексей Грибанов, заместитель генерального директора по строительству: «Средняя платформа имеет необычный вид — она будет единственной такой на железной дороге в Москве. Все связано с тем, что
Изменения затрагивают не только платформы, но и поезда, которые работают на МЦД. Сегодня по рельсам буквально летают современные отечественные электропоезда. «Иволга» третьей серии способна разогнаться до 160 километров в час. По стандарту в ней 11 вагонов и больше 700 сидячих мест. Внутри — проходы шириной почти в полтора метра, что удобно для маломобильных пассажиров. В этих поездах много небольших, но важных обновлений, среди них — новый формат велопарковки и розетки, чтобы в пути зарядить свой самокат.
Сергей Мелещенко,
За четыре года существования диаметров пассажиры совершили больше 725 миллионов поездок. Это показывает, что МЦД — один из самых популярных видов общественного транспорта столицы.