В России установили новый национальный рекорд объем грузов, которые перевезли по Северному морскому пути, превысил 2 млн тонн. В ближайшее десятилетие Севморпуть должен превратиться в оживленную магистраль, которая будет работать круглый год. Это возможно только при наличии мощного ледокольного флота.
Кто контролирует морские пути, тот контролирует мировую экономику. Это правило работало при Петре I, работает и сейчас. Свой путь из Европы в Азию вдоль побережья Северного Ледовитого океана Россия постепенно пробивала, начиная с XVI века. Сейчас он официально называется Северным Морским путем.
Его современный маршрут проходит от Мурманска через Карские ворота, затем через Карское море, море Лаптевых,
По поручению президента России утвержден план развития Северного морского пути, который должен стать мощнейшей логистической артерией.
Вячеслав Рукша, заместитель генерального директора государственной корпорации «Росатом», директор дирекции Северного морского пути: «Если брать
Северный морской путь активно исследовали в советское время, а после перестройки свой вклад внесли добывающие компании. Но в основном это было связано с так называемым «северным завозом» — требовались мелкосидящие суда, способные заходить и разгружаться не только в северных портах, но и в устьях северных рек. Тогда одной из главных задач было снабжение поселков.
Владимир Соколов, директор института «Морская академия» Государственного университета морского и речного флота им. С. О. Макарова: «Были протоптаны, образно говоря, узкие тропки, а сейчас нам нужна широкополосная или многополосная скоростная магистраль в обе стороны, потому что суда значительно увеличили свое водоизмещение, значительно увеличена осадка».
70 процентов Северного морского пути — это глубины до 30 метров. Как говорят на флоте, это особые условия судовождения плюс ледовая обстановка. Мощь северных льдов слишком велика, и ей нужно противопоставить другую силу — силу ледоколов. Сейчас в России активно строятся около десятка ледоколов разного класса. Самые мощные из них — атомные. Самые большие в мире серийные двухосадочные ледоколы серии «22220» строят на Балтийском заводе в Петербурге. Три уже находятся в эксплуатации, еще два — в достройке. От закладки до сдачи ледокола проходит 6 лет. Каждый современный ледокол уникален и при этом универсален.
Никита Ворошилов, начальник отдела маркетинга Выборгского судостроительного завода: «Современный ледокол — это судно, которое может и ломать лед, и перевозить грузы, и перевозить спецперсонал. И соответственно, проводить отгрузку на не оборудованное побережье и на оборудованное побережье. Оно может тушить пожары, может ликвидировать разливы нефти. На борту есть медпункт, который может принимать вертолеты. Это полноценное многофункциональное судно».
И все это должно работать в экстремальных температурных режимах: при температуре -50 и сплошном льду до 2 метров толщиной. У каждой верфи — свой набор компетенций. Балтийский завод строит атомные ледоколы, Выборгский судостроительный —
Но это далеко не все. Кроме ледоколов большой мощности, нужны портовые ледоколы и мощные ледокольные буксиры. Плюс флот спасателей и кораблей обеспечения. И, собственно, грузовые суда высших ледовых классов — танкеры и контейнеровозы. А еще нужны люди, которые этими судами смогут управлять. Их готовят в Петербургской «Морской академии» на самых современных тренажерах. Когда курсанты станут старпомами и капитанами, ледокольный флот изменится. Уже сейчас проектируется атомный ледокол «Лидер» мощностью 120 мегаватт. Его планируют строить на судостроительном комплексе «Звезда» во Владивостоке. Таких ледоколов у других государств нет и в обозримом будущем не будет.
Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «В части Северного морского пути ледовая обстановка такая, что невозможно без такого мощного ледокола, как „Лидер“, обеспечить круглогодичную перевозку. Лед встает, и прежде всего на