В России растет число предпринимателей, решивших связать свою жизнь с ремесленным искусством. Бизнесмены вкладывают большие деньги в развитие народных промыслов и восстанавливают предприятия, которые еще недавно были на грани разорения. Продукция таких фабрик благодаря грамотному маркетингу не только становится востребованной, но даже задает новые тренды в моде.
На предприятии культурный код буквально вплетают в ткань каждого изделия. Крестецкая строчка, выражаясь современным языком, — это бренд некогда Новгородской губернии, а теперь Новгородской области. Сейчас заняты все рабочие места, а еще 10 лет назад фабрика, ведущая свою историю со второй половины XIX века, была банкротом, сотрудников оставалось всего 10 человек, из них четверо — сторожа. К счастью, появился инвестор, который рискнул и вложился в возрождение предприятия.
Наталья Дмитриева, директор фабрики «Крестецкая строчка»: «Два года проходила реконструкция помещения. Двухэтажное здание очень большое, сделан полностью ремонт, сюда вложены колоссально большие деньги. Вообще аналогов у нас нет не только в России, во всем мире. Мы единственные и неповторимые».
Сейчас уже можно говорить о том, что уникальной технике ажурной сквозной вышивки ничто не угрожает, традиционные орнаменты удалось спасти, но статуса ожившего музея новым владельцам фабрики было недостаточно, хотелось сделать нечто большее, чтобы крестецкая строчка стала
Модный показ в культурной столице, пожалуй, лучшая демонстрация того, что старинная вышивка популярна даже в XXI веке. Супруги Георгиевы — новые владельцы Новгородской фабрики, а Александра еще и дизайнер коллекции осень — зима, которую в Петербурге встретили овациями.
Александра Георгиева, дизайнер: «Лен, выдергивается полностью вся матрица, а потом заполняется вышивкой вручную, то есть это колоссально сложная работа».
Вышивка настолько кропотливая, что не имеет изнанки, любая сторона может быть лицевой. Такие блузы и платья лимитированной серии пользуются спросом, хоть и позволить себе крестецкую строчку может все еще далеко не каждый.
Антон Георгиев, владелец фабрики «Крестецкая строчка»: «Средний диапазон. Если платье, то от 100 до 160 тысяч, да даже меньше. Мы стараемся не завышать стоимость, чтобы клиент мог позволить себе. Стоимость изделия рассчитывается из трудочасов, которые ушли на вышивку и на все процессы».
Юрий и Евгения тоже решились взяться на возрождение народного промысла. Их коллекции пока не встречают такими же бурными овациями, но главного успеха супруги уже достигли — им удалось сохранить северную крестьянскую игрушку.
Юрий Безобразов, мастер резьбы по дереву: «Здесь и церковное искусство, и богородская игрушка, и народные предметы быта, такие, как солонки и прялки».
Резьбе по дереву Юрий научился у отца еще в детстве, а в 2013 году уже открыл свою мастерскую. Так хобби, передаваемое из поколения в поколение, стало бизнесом. Семейная мастерская — предприятие маленькое, но вполне успешное. Супруги готовы расширить производство.
Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий.
Екатерина Приезжева, заместитель председателя государственной комиссии, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Есть также у нас мера поддержки, которая направлена на изделие
Но только государственной поддержки для развития бренда недостаточно, нужно, сохраняя традиции, ориентироваться прежде всего на современного покупателя. Эту головоломку успешно решили в Московской области на Гжельском фарфоровом заводе. Теперь гжель — это не только бабушкин сервиз, гжель — это, например, еще и стильный кофейный стаканчик.
Вера Коновалова, генеральный директор АО «Гжельский фарфоровый завод»: «Мы заинтересовали молодежь новыми изделиями, у нас сейчас новая продукция — кофейные стаканчики. Молодые люди берут его с собой в машину, очень удобно».
Каждый месяц Гжельский завод выпускает более 20 тысяч изделий, это 250 тысяч в год. Продукция не пылится на складе, а находит своих покупателей. Главную задачу — сохранение промысла и традиций — можно считать выполненной. Тем более теперь в распоряжении фабричных художников еще более широкая палитра так называемых подглазурных красок, чего не было раньше. У гжели во всех отношениях яркое будущее. Когда вместе с красками смешиваются традиции и современные технологии, у народных промыслов появляется второй шанс. Главное, чтобы к опытным мастерам приходили ученики, чтобы было кому передавать вековые знания.