Это уже стало аксиомой: Петербургский международный экономический форум несет очевидный политический заряд. Именно поэтому важно наблюдать, как здесь выстраивается архитектура нового мира, как содержанием бизнеса наполняются заявления политиков и как Россия обретает новые связи с новыми партнерами.
Россия не просто выходит на новые рынки — она выходит на них с новыми товарами — и это уже не
Владимир Путин, президент России: «В прошлом году нам пророчили, что под давлением санкций Россия вернется к закрытой,
То есть мы отбили удар на уничтожение, обращаем его себе в долгосрочную пользу, места для друзей много, планов — еще больше. Поэтому интересно, как звучит обсуждение речи Путина на Sky News: он полон оптимизма, потому что у него большая экономика, у русских все смотрится очень хорошо, несмотря на уход западных производителей. Хотя только что не только Sky News рассуждал, что наша экономика крошечная и порвана в клочья.
Владимир Путин: «Мы никогда не выгоняли никого с нашего рынка, из нашей экономики. Даже наоборот — предлагали взвесить все за и против, хорошо подумать о своих российских партнерах и возможных последствиях такого шага. Если иностранные производители захотят вновь вернуться, мы двери ни для кого не закрываем. Конкуренции, безусловно, никто не боится… Будем создавать и для них необходимые условия для работы в России. Но особенности поведения некоторых из этих партнеров на будущее, безусловно, для себя учтем. И во главу угла, конечно, всегда будем ставить интересы отечественного бизнеса».
И дальше он подчеркнуто скрупулезно перечисляет: со следующего года поднимем МРОТ на 18 с половиной процентов, к 2030 году — минимум вдвое, сохраним пособия по уходу за детьми, независимо от роста дохода родителя. Финансовые возможности государства позволяют нам снижать уровень бедности и поддерживать социальную справедливость, за два года число проверок бизнеса уже упало на 20 процентов — и нужно еще меньше.
Владимир Путин: «Мы сохранили ответственную, сбалансированную бюджетную и
Дальше — практически ответ на тезис Бжезинского: если ваши элиты хранят деньги в наших банках — это уже не ваши элиты. Путин понимает — на войне как на войне, мы можем повышать расходы на оборонку, но эта война идет за влияние.
Владимир Путин: «Прошу правительство в контакте с деловым сообществом ускорить возвращение активов в ключевых отраслях в российскую юрисдикцию, в том числе упростить процедуру перехода бизнеса в Россию и регистрацию в тех случаях, когда такой переезд, образно говоря, блокируется зарубежной страной либо вовсе не предусмотрен в их законодательстве, такое тоже бывает. Сделать это надо до декабря текущего года».
Это уже даже не про то, что арест счетов за рубежом
То есть судя по составу собравшихся, здесь все прекрасно понимают: то, что происходит на ПМЭФ, больше, чем просто новые контракты, это больше, чем просто
В этой ситуации важно увидеть всю картину. Как иранский президент ведет переговоры в Венесуэле — а это два нефтяных гиганта, причем Венесуэла готовится использовать у себя систему платежей «Мир». Как Египет обещает торговать с Россией, Китаем и Индией в обход доллара, как вслед за Алжиром он собирается вступить в БРИКС. Как Кения призывает отказаться от долларов все африканские страны. Как глава МИД Германии Анналена Бербок прилетает в Бразилию — и там не находят времени для встречи с ней ни президент, ни глава МИД. И как удивленно реагирует президент ЮАР, у которого Макрон просит приглашения на заседание БРИКС в качестве наблюдателя — и ему ничего не отвечают.
Владимир Путин: «Уродливая, по своей сути неоколониальная международная система прекратила существование, а многополярный мировой порядок, напротив, укрепляется. Это неизбежный процесс».
То есть питерский форум очень четко показал — рассуждать о санкциях неинтересно никому, это пустая трата времени. Уже надо говорить о развитии, о том, что мы будем строить объекты инфраструктуры и дороги, начиная с коридора Север — Юг. У нас амбициозная задача — к 2025 году повысить экспорт минимум на треть, и за пять лет обновить торговый флот. То есть если американцы гордятся тем, что их военные корабли впервые в истории контролируют все океаны, то мы хотим гордиться, что во всех океанах наши корабли ходят, соединяя новые рынки. И да, Москва — не просто порт пяти морей, а пример — что цивилизацию мира можно строить всем глобальным кризисам назло.
Сергей Собянин, мэр Москвы: «В любом кризисе 90% — это психология. Если ты веришь в себя, ты вкладываешь в будущее, в будущее своего города, своих детей, своего бизнеса — тебе ничего не страшно. У нас богатая страна. У нас есть все ресурсы. Прекрасные люди талантливые. Надо поверить в себя и двигаться вперед, не бояться ничего. Нам нужно с уверенностью пройти этот период. Не только выжить, сделать заделы и дальше выйти на
И открытие в Москве новой онкологической клиники — Научного центра имени Логинова — суперсовременной, площадью больше 75 тысяч квадратных метров, для помощи самым тяжелым больным — уже выглядит как доказательство, что в самых сложных условиях ставка на развитие — главное. И это — лейтмотив форума ровно потому, что в любой
Владимир Путин: «Президент Байден — взрослый человек и опытный политик. Не мне его учить. Пусть он делает так, как считает нужным, а мы будем делать то, что, считаем, соответствует интересам Российской Федерации и народа России. И с этим придется всем считаться».
Все выпуски программы «Итоги недели».