В Луганской народной республике жителям отдаленных населенных пунктов медицинскую помощь оказывают выездные бригады. Врачи рискуют своей жизнью, они могут попасть под обстрел или подорваться на мине, поскольку нередко отправляются в села, которые находятся в нескольких километрах от передовой. Для местных это единственная возможность встретиться с медиками разного профиля. За день одна бригада может обследовать несколько десятков человек.
Рано утром выездная группа врачей из города Кировска грузится в медицинский автомобиль и едет в село по разбитой дороге, где на обочине предупреждающие о минах таблички, а вокруг следы боев и сгоревшая техника.
Ирина Каташевская, заведующая поликлиникой Кировской ЦГМБ: «У нас тут велись обстрелы очень долго, погибло много людей, стрессы. Люди жили в подвалах, поэтому больше именно неврологии и терапии».
Конечная точка маршрута — совхоз Голубовский. В самом поселке многочисленные среды прилетов. Раньше здесь проходила линия разграничения. Медицинской амбулатории здесь нет, единственное место, подходящее для приема, — поселковый совет и сам медицинский автомобиль. Электрокардиограмму снимают прямо в машине, здесь же принимает гинеколог. Лор и дерматовенеролог работают в одном кабинете. В поселковой администрации сегодня все три комнаты заняты, прием организовали даже в участковом пункте полиции. На выездные сельские приемы выезжает почти половина врачей районной поликлиники. Нехватка кадров — многолетняя проблема.
Ирина Каташевская: «Очереди у нас большие, у нас идет на врача минимум по 30 с гаком человек. Терапевтов у нас нет, всего два терапевта на поликлинику».
Молодой специалист Юлия Бурля — исключение из правил. В отличие от многих, по окончании медицинского университета она в родные места вернулась.
Юлия Бурля, терапевт: «Никто не возвращается работать. В том плане, что заканчивает институт молодежь, но никто просто не возвращается сюда».
В совхозе Голубовский даже вызвать скорую — отдельная проблема, потому что связь плохая.
Александр Кравцов,
Маршрутки в районный центр ходят, но редко. Да и сама поездка по ухабам — испытание для здоровья.
Местная жительница: «Один раз поехали больные. „Газели“ ходят по ухабам. Туда едешь больной, обратно приезжаешь еще больнее».
Сельские жители, особенно пожилые, вынуждены терпеть и ждать. Когда врачи сами доедут. Как здесь говорят, уж лучше не болеть.
Любовь Васильева, местная жительница: «Лучше не болеть. Уже люди все пожилые. Всем требуется скорая помощь, чтобы приезжала, и аптека нужна, не хватает лекарств. Как приболели, так надо ехать в город».
Жалобы на стресс и плохой сон здесь обычное дело. Крепко спать под отдаленные звуки артиллерии удается далеко не всем.
Николай Замошник, местный житель: «Военное положение, понимаете, иногда взрывы, хлопки. Есть прилеты по Стаханову».
Сейчас, когда линию фронта отодвинули, жизнь в деревнях потихоньку налаживается. В совхозе Голубовский надеются, что и новый медпункт построят, и дорогу