В Бурятии приступили к реконструкции Большереченского рыбоводного завода. Eгo основная задача восстановление популяции омуля в озере Байкал. Оборудование на предприятии нe мeняли eще c советских вpeмен. Благодаря модернизации, обновлению сетей, реконструкции насосной станции, строительству новых цехов мощность по выпуску личинок омуля должна вырасти в 2,5 раза.
Место, где оплодотворенные икринки байкальского омуля растут, развиваются и готовятся к своему первому большому плаванью, рыбоводы называют роддомом.
Андрей Благодетелев, главный рыбовод Большереченского рыбоводного завода: «У нас за сутки может выклевываться до 100 миллионов личинок за раз».
Приплод в этом году будет самым большим за последнее десятилетие — завод выпустит более 800 миллионов личинок. А ведь всего пять лет назад цех стоял полупустой, икры было в 16 раз меньше — рыбоводы просто не могли набрать омуль для воспроизводства. Главная промысловая рыба Байкала оказалась в большой опасности.
Тогда же, в 2017 году, было решено полностью запретить промысловый и частично любительский вылов омуля. Большереченский завод перевели в государственное ведение, увеличили штрафы для браконьеров и закупили технику, чтобы никто не мешал рыбе размножаться.
Леонид Михайлик, руководитель бурятского филиала ФГБУ «Главрыбвод»: «Мы как „Главрыбвод“ ежегодно выделяем на нерестовый период два беспилотных летающих аппарата, которые весь нерест патрулируют, и днем и ночью следят полностью за передвижением лодок, людей. С него видно и где устанавливаются сети, где прячется рыба».
Больше всего байкальский омуль добывали в военные и первые послевоенные годы. Ловили по 12 тонн в день, стоя по пояс в ледяной воде. Воспроизводить популяцию тогда было не легче. У Надежды Ильковой в советское время на заводе трудилась мама.
Надежда Илькова, работник Большереченского рыбоводного завода: «Они вставали часа в четыре, в пять они уже выезжали и до позднего вечера. И каждый день они производили переборку, самка, самец перебирается, сцеживание икры, и вот она набухает икра, потом перевозка. Это все на рыбоводных пунктах происходило».
Сейчас на предприятии икру из рыбы не выдавливают, омуль ее сбрасывает сам, а рыбоводы собирают. В стеклянных аппаратах она дозревает. Вода здесь речная, регулируется только ее течение. Живые икринки отделяются от мертвых, остальное делает природа. Когда вода в реке теплеет, появляются личинки. В первом выпуске этого года их больше 10 миллионов.
Выпущенным личинкам придется преодолеть больше 10 километров. Сами они, конечно, не справятся, слишком маленькие, но течение реки поможет. Попадут в Байкал они довольно быстро, чтобы уже там подо льдом будут расти и крепнуть в питательный среде.
До половой зрелости, а она наступает в
По некоторым данным, после запрета на вылов омуля привычного источника дохода лишились около 15 тысяч человек. С этого года разрешено ловить омуль на удочку, и то не везде, а вот добро на промысел дадут лишь когда популяция восстановится, не раньше 2025 года.
Галсан Дареев, министр сельского хозяйства и продовольствия Бурятии: «Эти сроки скажет наука. По оценочным данным, чтобы открыть промышленный лов необходимо, чтобы биомасса была
По словам специалистов, очень поможет росту популяции и нормальная очистка сточных вод, поступающих в Байкал. Омуль тоже любит чистую воду.