В Ростовской области местные жители объединились, чтобы помочь самой большой донбасской семье. Дети, которые в ней воспитываются, в основном приемные. Когда в Донецке из-за постоянных обстрелов стало опасно, они переехали в Новочеркасск. Найти жилье, обустроиться и начать новую жизнь им помогли простые горожане, совершенно незнакомые, но неравнодушные люди, просто потому что не смогли пройти мимо чужой беды.
Пятьдесят детей, трое родных по крови, остальные — приемные, все зовут ее мама Лида. Женщина 30 лет назад взяла в семью девочку из приюта. Она сама росла в интернате и знает, как это тяжело. Тогда Лида решила, что детей у нее будет много, на своих и чужих делить их не станет.
Семья уехала из Донецка в эвакуацию за несколько дней до начала специальной военной операции. Семейный детский дом находился на окраине городе, оставаться было уже нельзя.
Ростислав: «Думал, чтобы в наш дом не попали, чтобы мы остались живы. Мы очень боялись».
Их эвакуация длится уже год. Они живут в Новочеркасске, где их приняли и разместили.
Лидия Ковалёва: «Мы приехали, у нас ни вещей не было, ничего. В чем стояли, в том и вышли, потому что за 20 минут было не собраться».
За год дети освоились, говорит мама Лида, будто жили здесь всегда. Их встретили добром. Кровати, остальную мебель, одежду для детей привезли неравнодушные люди. Помогают волонтеры. Младшие сразу пошли в детский сад и школу. Трое самых старших уже поступили в институт в Новочеркасске. Дети все время заняты: танцы, спортивные секции, помощь по дому, маме и друг другу.
Сороконожка разулась: дети пришли, ушли, переобулись. Такой круговорот здесь во всем. Пустые бутылки
Николай Вербицкий несколько лет возит гуманитарную помощь в Донбасс. Он помогал маме Лиде и ее детям там. Когда их эвакуировали, он отдал им целый этаж в своем офисном здании. Три дня было на то, что бы превратить пустые комнаты в жилой дом.
Николай Вербицкий, общественный деятель: «Немцы присылают нам одежду. Наверное, сейчас для вас это будет шоком, но это правда. Шольц танки направляет, а обычные немцы, которые знают эту семью, по почте нам пересылают детские вещи».
Кристине 10 лет. Она пишет письмо на фронт незнакомому солдату, который защищает ее родной Донбасс.
Кристина: «Я хочу сказать тебе спасибо за то, что ты есть и охраняешь мой покой, чтобы я могла ходить в школу».
Лидия Ковалёва: «Это моя родина, моя земля. Если бы можно было мне встать и взять ружье, я бы пошла, но я спасаю жизнь детей».
Они ездили в Питер и на море в Крым, кажется, отвлеклись, многое должно было забыться. Но младшие все еще боятся громких звуков. Рядом с мамой Лидой сейчас 23 ребенка. Двоих она взяла недавно, это дети — беженцы из Донбасса. Что случилось с их родителями, она не знает, но говорит, что осиротевших детей оттуда, много. Она взяла бы всех, если бы могла.