Центробанк, ФНС и Росфинмониторинг обнаружили теневую схему в сфере общепита с оборотом 100 млрд рублей в год. Как недобросовестные рестораторы обналичивали прибыль и уходили от налогов?
В этом масштабном расследовании нет пока ни громких обысков, ни задержаний, зато цифры впечатляют сами по себе. Незаконный оборот Центробанк и налоговая оценили в 100 млрд рублей. Причем серая схема поражает одновременно и своей простотой с точки зрения идеи, и сложностью в технической реализации.
Оказывается, в тот момент, когда клиент прикладывал карту к платежному терминалу в ресторане, включенном в незаконную схему, он даже не подозревал, что на самом деле переводил деньги не официальному банку ресторатора, а, например, туроператорам, автосалонам или аптекам. Такие разные, казалось бы, компании объединяло главное: все они генерировали стабильный поток наличности и, соответственно, помогали уходить от налогов, обналичивая прибыль. Весь этот процесс и назвали «разломом эквайринга», то есть махинацией с безналичным приемом платежей.
ЦБ РФ: «Ряд кафе и ресторанов использовали для приема платежей от своих клиентов терминалы безналичной оплаты и
Сергей Миронов, председатель федерации рестораторов и отельеров России: «У нас эти схемы, к сожалению, везде. Они не только в ресторанах — они в торговле, они на рынках. В торговле подменные кассы используются сплошь и рядом, мы все об этом знаем. Я позавчера пошел на рынок, я в шести местах покупал продукты, ни в одном не смог рассчитаться картой — везде просили наличкой или перевести деньги на телефон. О чем это говорит? Что все мои деньги пошли мимо государства, мимо налогов».
Но в случае с ресторанами все оказалось еще сложнее. Как показала проверка, деньги выводили
За счет своей запутанности эта изощренная финансовая кулинария продержалась четыре года. По подсчетам профильных ведомств, на пике, в
Даниил Волков, директор департамента налоговой политики Минфина РФ: «Такая схема позволяла не только занижать доход, но и держать финансовые показатели в диапазоне, который необходим для сохранения права на специальный налоговый режим, уклоняясь от уплаты НДС. Также благодаря этой схеме предприниматели платили своим сотрудникам серую зарплату».
Если судить по официальной статистике, то доля такой незаконной схемы не превышала 5% от всего рынка общепита, который оценивается в 2 трлн. Правда, эти 2 трлн учитывают выручку столовых, нестационарных кафе и прочих мелких игроков, которые не участвовали в незаконном обороте. А значит, реальный сегмент, в котором орудовали «черные рестораторы», гораздо уже, и основной удар пришелся как раз по добросовестным компаниям. Они привыкли к честной конкуренции, платили налоги, не снижали цены в борьбе за клиента, а значит, теряли в выручке. Тем временем доходы мошенников только росли.
По сути, такая серая бухгалтерия — противозаконная схема. И ее участники хорошо об этом знали, но стремление легко и быстро заработать пересилило боязнь наказания. А расплата за махинацию может быть самой серьезной. Вплоть до возбуждения уголовного дела по статье «Организация преступного сообщества» с максимальным лишением свободы до 20 лет. Пока же в этом деле не поставлена громкая точка, а значит, скоро, вероятно, еще станут известны имена недобросовестных рестораторов и названия уходивших от налогов заведений.